/ Новости сайта / Наука и Технологии / Этот древний вампир из глубокого океана действительно ужасен
24.06.2022

Этот древний вампир из глубокого океана действительно ужасен

Оценка: 0.0    445 0 Наука и Технологии

Страшный хищник-"вампир", скрывавшийся в океанах Земли более 160 миллионов лет назад, вероятно, действительно высасывал свою добычу, по крайней мере, в некотором смысле.

Новый анализ исключительно хорошо сохранившихся окаменелостей небольшого головоногого моллюска Vampyronassa rhodanica, родственного современным кальмарам-вампирам (на самом деле это не вампиры и не кальмары), показал наличие мускулистых присосок, которые этот зверь, вероятно, использовал для захвата и манипулирования добычей.

Другими словами, это был активный хищник, охотившийся в пелагических глубинах за вкусной пищей.

Это прямо противоположно современным родственникам этого животного, Vampyroteuthis infernalis, чьи присоски, похоже, практически не функционируют, и которые собирают дрейфующие хлопья органического материала с помощью липких клеток на паре специализированных нитевидных придатков.

"Контраст в трофических нишах между этими двумя таксонами согласуется с гипотезой о том, что эти формы диверсифицировались в среде континентального шельфа до появления адаптаций в олигоцене, приведших к их современному глубоководному образу жизни", - пишет группа исследователей под руководством палеонтолога Элисон Роу из Университета Сорбонны во Франции.

Такие мускулистые животные, как головоногие моллюски, довольно редко встречаются в окаменелостях. Мягкие ткани не так легко и хорошо окаменевают, как кости, поэтому окаменелости, особенно хорошие окаменелости, встречаются очень редко.

Однако редкость не означает отсутствие, и Роу и ее коллеги смогли изучить три окаменелости V. rhodanica из лагерштетта (осадочного отложения), датируемого более чем 160 миллионами лет назад в Ла Вульт-сюр-Рон во Франции. Это тип очень тонкого осадочного слоя, который исключительно хорошо сохраняет окаменелости, включая мягкие ткани.

Даже мягкие ткани, сохранившиеся таким образом, не всегда легко разобрать. Чтобы понять анатомию V. rhodanica, Роу и ее команда отвезли окаменелости в Европейский центр синхротронного излучения во Франции, где их подвергли неинвазивной 3D визуализации.

"Окаменелости находятся на небольших плитах, которые очень трудно сканировать", - объясняет Роу.

"Кроме того, мягкие ткани сохранились, но нам нужна была фазово-контрастная визуализация, чтобы визуализировать слабые изменения плотности в данных". Поэтому когерентность лучевой линии ID19 ESRF была очень важна для выполнения фазово-контрастной компьютерной томографии и отслеживания всех мельчайших деталей, таких как присоски и небольшие мясистые расширения, называемые цирри".

Сканирование выявило некоторые интересные различия между V. rhodanica и V. infernalis, который в настоящее время является единственным ныне живущим представителем порядка Vampyromorph.

Оба вида относительно небольшие (первый - всего 10 сантиметров или 4 дюйма в длину), с овальным телом, по бокам которого расположены два небольших плавника. У обоих также есть небольшие мясистые выступы, называемые цирри, выходящие из рук.

Однако ни на одной из окаменелостей V. rhodanica не было обнаружено признаков нитевидных пищевых сифонов - вместо них была удлиненная пара рук с уникальным расположением присосок.

На концах этих двух специализированных спинных рук имеются более прочные, мускулистые цирри и присоски. У V. infernalis цирри меньше, а присоски расположены только на самых дальних от тела концах рук. Более того, они кажутся пассивными; он не использует их для захвата добычи.

"Мы считаем, что морфология и расположение присосок и цирри V. rhodanica в дифференцированной короне руки позволили V. rhodanica увеличить всасывающий и сенсорный потенциал по сравнению с современной формой и помогли им манипулировать и удерживать добычу", - говорит Роу.

Другими словами, у V. rhodanica есть все необходимое, чтобы быть активным хищником в пелагических морях, с более чувствительными органами чувств и способностью захватывать добычу. V. infernalis более миролюбив и оппортунистичен.

Несмотря на родство, эти два вида занимают разные экологические ниши... ни одна из которых не имеет никакого отношения к вампиризму. Ну и ладно.

В олигоцене, около 30 миллионов лет назад, кальмары-вампиры уже обитали на глубине, притаившись и ожидая, когда органические остатки попадут в их голодные объятия.

За прошедшие миллионы лет кальмары-вампиры значительно изменили свой образ жизни. Как и почему это произошло, станет предметом будущих исследований... если удастся найти окаменелости.

Исследование группы было опубликовано в журнале Scientific Reports.