/ Новости сайта / Археология / Впервые о сверхновой 1054 года в Европе рассказали с помощью византийских монет
25.06.2022

Впервые о сверхновой 1054 года в Европе рассказали с помощью византийских монет

Первые упоминания в европейской культуре об исторической сверхновой SN 1054, остаток которой сейчас наблюдается в виде Крабовидной туманности в созвездии Тельца, обнаружены в виде изображений на некоторых византийских монетах, отчеканенных во времена византийского императора Константина IX Мономаха. По крайней мере, так утверждает международная группа ученых, подготовившая к публикации статью в European Journal of Science and Theology. Ее препринт размещен в репозитории arXiv.org.

О SN 1054 сохранилось множество сообщений астрономов с Востока, особенно из Китая, Японии и исламского мира, однако почти полностью отсутствуют аналогичные упоминания в западных источниках — за исключением, возможно, некоторых намеков в весьма неожиданных местах — на некоторых версиях монет изображены две звезды возле головы императора. В астрономическом сообществе на протяжении десятилетий идут дебаты по вопросу странного отсутствия сведений о SN 1054 в христианских источниках. Не исключено, что ученые опасались упоминать об изменениях там, где подобных изменений быть не должно, где все должно было быть совершенным и неприкосновенным, — на небесной сфере. Сомнения в теологической доктрине, господствовавшей в христианском мире в те времена могли привести как к отлучению от церкви, так и на костер.

Между тем на специальных выпусках монет с Константином IX Мономахом Class IV имеется странная деталь — две звезды, что отличает их от стандартных «однозвездночных», выпускавшихся во время правления этого монарха. Считается, что Class IV были отчеканены между летом 1054 года и весной 1055 года. На них присутствуют две звезды по обе стороны от головы монарха. Одна из этих звезд символизирует Венеру, Утреннюю звезду; сама голова монарха, как полагают, представляет собой солнце. Однако еще одна звезда потенциально может представлять собой «звезду-гостью» (как ее называли китайские наблюдатели) — сверхновую SN 1054. Более того, размер звезд несколько отличается на 36 монетах одного и того же года выпуска, которые исследователи смогли отыскать в музеях по всему миру. Исследователи предполагают, что изменения размеров звезды могли отражать постепенное затухание сверхновой на небе в этот период.