/ Новости сайта / Космос / Получены доказательства теории обитаемости океана Энцелада
22.09.2022

Получены доказательства теории обитаемости океана Энцелада

Группа ученых во главе с доктором Кристофером Глейном из Юго-Западного исследовательского института представила новые доказательства теории обитаемости подповерхностного океана Энцелада, спутника Сатурна. Исследователи обнаружили там присутствие ключевого строительного блока жизни.

Работа авторского коллектива опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а коротко об исследовании рассказывает Phys.org. Опираясь на имеющиеся данные наблюдений, проведенных ранее другими коллективами, группа астрофизиков провела новое моделирование. Оно показало, что подповерхностный океан спутника Сатурна должен быть относительно богат растворенным фосфором, который считается крайне важным компонентом жизни.

"Энцелад - одна из главных целей человечества в поисках жизни в нашей Солнечной системе, - говорит Кристофер Глейн, ведущий специалист по внеземной океанографии. - За годы, прошедшие с тех пор, как космический корабль Cassini посетил систему Сатурна, мы неоднократно поражались открытиям, которые стали возможными благодаря собранным данным".

Именно Cassini в свое время обнаружил подповерхностную жидкую воду на Энцеладе и проанализировал образцы. Последние удалось отобрать благодаря уникальному явлению, которое наблюдается на этом спутнике. Из его поверхности выбиваются мощные струи ледяных зерен и водяного пара. Эти гейзеры настолько мощны, что их частички попадают в открытый космос. И вот теперь ученым удалось определить химический состав гейзеров, который дает понимание состава самого подповерхностного океана.

"Мы узнали, что эти шлейфы содержат почти все основные компоненты для той жизни, какой мы ее знаем, - говорит Глейн. - Хотя биологически необходимый элемент фосфора еще предстоит идентифицировать напрямую, наша команда обнаружила доказательства его наличия в океане под ледяной коркой это луны".

По его словам, в последние годы в науке поиск внеземной обитаемости в Солнечной системе изменил направление. Теперь ученые ищут строительные блоки жизни, которыми, прежде всего, считаются органические молекулы. В первую очередь ученые обращают внимание на присутствие аммиака и серосодержащих соединений. Также они ищут признаки существования химической энергии, необходимой для поддержания жизни.

"Фосфор представляет собой интересный случай, потому что в предыдущих работах предполагалось, что его может быть очень мало в океане Энцелада, что омрачало перспективы поиска там жизни", - говорит Глейн. По его словам, фосфор в форме фосфатов жизненно необходим для всего живого на Земле. Например, он необходим для создания ДНК и РНК, молекул-носителей энергии, клеточных мембран, костей и зубов у людей и животных и даже морского микробиома планктона.

Проведенное в рамках нового исследования термодинамическое и кинетическое моделирование позволило сымитировать геохимию системы "океан - дно" на Энцеладе. В результате была получена самая детальная на сегодняшний день геохимическая модель того, как минералы с морского дна растворяются в океане Энцелада. Модель также предсказывает, что эти фосфатные минералы должны быть там "необычайно растворимы".