/ Новости сайта / Космос / Астрономы открыли гигантское облако у горизонта событий черной дыры в центре Галактики
25.09.2022

Ученые обнаружили в ближайших окрестностях Sgr A*, сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути, гигантское облако газа, которое совершает оборот вокруг нее всего за 70 минут и движется всего в три раза медленнее, чем свет. Об этом в четверг сообщила пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO).

"Как мы предполагаем, нам удалось открыть крупное облако из газа, которое вращается вокруг Sgr A* по орбите, сопоставимой по диаметру с расстоянием между Солнцем и Меркурием. Это скопление материи совершает один виток всего за 70 минут. Это означает, что оно движется со скоростью, составляющей 30% от скорости света", - заявил научный сотрудник Радиоастрономического института в Бонне (Германия) Мацей Вильгус, чьи слова приводит пресс-служба ESO.

В центре ядра Млечного Пути находится черная дыра Sgr A* (Стрелец А* - прим. ТАСС), о чьем существовании астрономы узнали в начале 1990-х годов по тому, как ее притяжение влияет на орбиты соседних с ней объектов. В последующие три десятка лет астрономы обнаружили, что ее окружают несколько десятков звезд и несколько крупных облаков газа, периодически сближающихся и проходящих на опасном расстоянии от нее.

Вильгус и его коллеги открыли еще одно крупное облако газа, которое вращается вокруг сверхмассивной черной дыры на минимальном расстоянии от горизонта событий. Ученые совершили это открытие в ходе наблюдений за окрестностями Sgr A* при помощи микроволнового телескопа ALMA, установленного в высокогорной чилийской обсерватории Чахнантор.

Ближайший сосед черной дыры

Эти наблюдения, как отмечают ученые, были изначально частью большого научного проекта, нацеленного на получение снимков "тени" сверхмассивной черной дыры в рамках проекта Event Horizon Telescope. В процессе анализа этих данных астрономы обратили внимание на то, что на собранных ими снимках присутствует не только Sgr A*, но и еще один объект, которого не было в окрестностях черной дыры до рентгеновской вспышки в апреле 2017 года.

Анализ изображений и данных указал на то, что вокруг сверхмассивной черной дыры вращается крупное облако из газа и пыли, разогретое до очень высоких температур. Оно было удалено от точки сингулярности всего на 70 миллионов километров, что всего в пять раз больше гравитационного радиуса Sgr A*.

Столь тесное соседство этого скопления газа с черной дырой ведет к тому, что оно вращается вокруг Sgr A* с рекордно высокой скоростью, всего в три раза меньшей, чем скорость света. Столь быстрое движение и взаимодействия с магнитными полями в окрестностях черной дыры разогревают облако газа до сверхвысоких температур, что заставляет его излучать энергию в виде рентгеновских и инфракрасных волн.

Как надеются ученые, последующие наблюдения в рамках проекта EHT помогут им подтвердить существование этого облака из газа и детально изучить его свойства. Эти сведения помогут астрономам впервые детально изучить то, как устроены магнитные поля в окрестностях сверхмассивных черных дыр, что важно для раскрытия природы их выбросов.