В Откровении Иоанна Богослова нашли тексты древних проклятий
Отдельные фразы и даже описания действий из Апокалипсиса схожи по терминологии с теми, что встречаются на «скрижалях проклятий» и в связанных с ними колдовских ритуалах.
Исследователи из Университета Иоганна Гутенберга в Майнце (Германия) изучили римские «скрижали проклятий» (tabella defixionis) и обнаружили, что древние магические ритуалы, возможно, нашли свое отражение в последней книге Нового Завета — Откровении Иоанна Богослова.
«Скрижалями проклятий» называют небольшие свинцовые таблички, на которых тем или иным образом наносили надпись некоего заклинания, цель которого — причинить вред противнику или сопернику. Мы рассказывали о находке самой древней из этих «скрижалей» — ее возраст оценивают в 3200 лет. Таких древних образцов археологи больше пока не встречали, но вообще коллекция подобных табличек собрана довольно внушительная.
Текст проклятия с этой таблички ученые сравнили с фразами из Апокалипсиса / ©René Müller / LEIZA
Впервые археологи наткнулись на них еще в XIX веке. На сегодня собрано около 1700 «скрижалей проклятий». Все они датированы периодом от 500 года до нашей эры до 500 года нашей эры и найдены на территории Римской империи — как в самой метрополии, так и в провинциях, от Иудеи и Египта до Галлии и Британии.
Другими словами, эти «скрижали» при римлянах были вполне обычной практикой. Проклятия, начертанные на них, предназначались для противников в судебных процессах, спорте, любовных делах. Некоторые составляли в надежде поскорее получить наследство или должность. А некоторые гарантировали справедливость: сулили неприятности лишь в том случае, если проклинаемый не сдержит свое обещание.
Свинцовые таблички с начертанными на них проклятиями клали в определенные места, например в могилы или вблизи священных мест, предполагаемых обиталищ духов подземного мира. Иногда «скрижали» определенным образом прокалывали либо раскрашивали. То есть сама надпись была лишь частью ритуала, полное выполнение которого обеспечивало эффективность проклятия.
Ученые под руководством Михаэля Хёльшера (Michael Hölscher) установили, что в тексте Откровения Иоанна Богослова есть как целые фразы, похожие на надписи на табличках, так и описание ритуалов, связанных с помещением «скрижалей проклятий» в сакральное место. В пример исследователи привели описание ангела, который бросает огромный камень в море со словами: «Так с силою повержен будет великий город Вавилон, и не найти его более». Такая же фраза (только с упоминанием не Вавилона, а имени проклинаемого) неоднократно встречается на римских табличках.
Последняя книга Нового Завета написана в I веке нашей эры и первоначально адресована христианам западного побережья Малой Азии. В то время Рим преследует христиан, которые вынуждены устраивать тайные убежища. Исследователи полагают, что описание древних магических ритуалов в Апокалипсисе — это свидетельство попытки самосохранения раннехристианской общины, которой часто угрожала опасность.
Свинцовая табличка с надписью на британском варианте латыни. Проклятие призывают на голову удачливого соперника / ©wikipedia.org
В семи посланиях Книги Откровения римское правление и культ императора изображаются как демонические, сатанинские явления, от которых христианское меньшинство стремилось отгородиться. Принятие римской власти означало необходимость поклоняться не только императору (как живому богу), но и главным римским богам, что, разумеется, никак не сочеталось с основами христианства.
По мнению исследователей, автор Апокалипсиса сообщал читателям, какие ритуалы их могут защитить, причем приводил как образец древние обряды. С точки зрения нашего современника это выглядит нелогично: как можно рассказывать о темной магии (хотя такого понятия тогда, конечно, не было) христианам, которые должны полагаться на Бога?
Но для тех, кто читал или слушал Откровение в I веке нашей эры, «скрижали проклятий» и христианские заповеди — вопросы из совершенно разных сфер бытия. Таблички с проклятиями были настолько распространены, что их использование считали вполне обыденным делом, обеспечивающим, например, безопасность: все равно что спрятаться от опасности в крепком доме и повернуть ключ в замке.