Миру грозит кризис водных ресурсов
Сотни миллионов людей не имеют доступа к чистой воде и санитарной профилактике. Изменит ли ситуацию первая за без малого полвека конференция ООН по водным ресурсам? Вряд ли, пишет Nature.
Мириам Наддаф (Miryam Naddaf)
Завтра стартует конференция ООН по водным ресурсам. Организованное Нидерландами и Таджикистаном трехдневное мероприятие пройдет в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и станет первым почти за полвека. За это время многие люди в мире получили доступ к чистой воде и санитарной профилактике — за исключением стран Африки к югу от Сахары, где количество не имеющих его превысило показатели 2000 года. Во всем мире около 500 миллионов человек вынуждены прибегать к открытой дефекации, и еще миллионы берут воду из загрязненных источников. Сможет ли нынешняя конференция изменить ситуацию?
Почему ООН потребовалось полвека на организацию конференции по вопросам доступности питьевой воды?
Самый простой ответ звучит так: вода (как отдельная тема) не числилась одной из приоритетных задач в рамках международной политики устойчивого развития — по крайней мере, до сих пор, говорит Рэйчел Макдоннелл (Rachael McDonnell) из Международного института управления водными ресурсами в Риме.
Первая конференция ООН по водным ресурсам состоялась в аргентинском городе Мар-дель-Плата в 1977 году. Представители 118 стран и территорий совещались 12 дней и составили план действий с рекомендацией обеспечить к 1990 году всеобщий доступ к чистой воде и санитарной профилактике во избежание глобального водного кризиса под конец 20-го века.
В связи с этим несколько стран с низким уровнем дохода обратились за финансовой поддержкой, но получили отказ. Вместо этого сторонам предложили заняться изучением способов финансирования водных проектов, как сообщал в то время журнал Nature.
В 2015 году международное сообщество перенесло цель на 2030 год (в рамках Целей устойчивого развития ООН, ЦУР). Согласно данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, по состоянию на 2020 год около 2 миллиардов человек по-прежнему не имели дома доступа к безопасной воде, а около трети — даже элементарных средств гигиены. Ожидается, что к 2030 году нехватку чистой воды будут испытывать 1,6 миллиарда человек.
При этом вода не стала приоритетной темой ни на конференции ООН по продовольственной безопасности в сентябре 2021 года, ни на прошлогодней конференции по климату COP27 в Египте, говорит Специальный посланник Королевства Нидерландов по международным водным вопросам Хенк Овинк (Henk Ovink). По его словам, вода должна стать одной из задач первостепенной важности в дальнейшей деятельности ООН, включая запланированный на июль саммит по продовольственным системам в Риме, сентябрьский саммит по ЦУР в Нью-Йорке и КС28 в Дубае в конце ноября. “Мы не можем ждать еще 46 лет ввиду того ужаса, что имеет место на данный момент, а ведь будет становиться только хуже”, — говорит Макдоннелл.
Где кризис проявляется сильнее всего?
Наиболее остро водный кризис ощущается в странах с низким уровнем дохода — так, например, доступа к безопасной питьевой воде не имеют около 70% населения стран Африки к югу от Сахары.
По словам Кэрол Черфейн (Carol Cherfane) из Бейрута, директора аналитического центра по изучению вопросов изменения климата, на конференции необходимо уделить приоритетное внимание решению проблемы отсутствия доступа к воде в уязвимых сообществах, а также в условиях конфликтных и постконфликтных ситуаций. В докладе, опубликованном на этой неделе ЮНИСЕФ и ВОЗ, говорится, что в прошлом году от засухи в Сомали могло погибнуть до 43 000 человек.
Не менее важным элементом являются цели здравоохранения и санитарии. Слишком многие не имеют иного выбора, кроме как пользоваться загрязненными источниками воды. В 2021 году каждое десятое медицинское учреждение мира не имело санитарно-гигиенических служб, а около 857 миллионов человек — доступа к водопроводной воде в местных клиниках. Такие данные приводятся в более раннем совместном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ на основе обобщенных данных о водоснабжении и санитарии за 20 лет.
На конференции также обсудят план эффективного взаимодействия для тех стран, которые используют водные ресурсы совместно. В конце прошлого года в парижской штаб-квартире научного агентства ООН ЮНЕСКО была учреждена Коалиция трансграничного водного сотрудничества. Ее работа особенно важна для стран Ближнего Востока и Северной Африки. По словам Черфане, около двух третей “водных ресурсов арабских государств поступает из-за пределов их национальных границ”. “Подход на уровне трансграничного бассейна очень важен не как инструмент создания конфликтов, а как инструмент создания возможностей для дискуссий, сотрудничества и координации”.
Как изменение климата влияет на водные ресурсы?
Согласно последнему (шестому) оценочному докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, опубликованному на этой неделе, около половины населения земного шара уже подвергается риску острой нехватки воды как минимум в определенные периоды. И их количество, вероятно, увеличится из-за последствий изменения климата, таких как обильные осадки, наводнения, засуха и лесные пожары. Если глобальная температура превысить доиндустриальный уровень хотя бы на 1,5°C, во многих странах вдвое возрастет вероятность экстремальной сельскохозяйственной засухи (снижения влажности почвы).
Появится ли юридически значимый договор по водным ресурсам?
На конференции будет подготовлена "программа действий в области водных ресурсов", которая, по словам Макдоннелл, потребует определенных “добровольных обязательств”. “Никаких юридически обязывающих документов, эквивалентных Парижскому соглашению, нет”. Более того, в рамках ООН нет ни одного узкоспециализированного органа, который отвечал бы за реализацию и мониторинг прогресса по всем связанным с водой ЦУР. “Конференция повисла в организационном вакууме, — говорит Овинк. — Мы очень заняты ее организацией, но при этом не очень заняты водой”.
На создание нового договора или официальной организации уйдет много лет. Поэтому в качестве альтернативы делегаты будут призывать к возведению данной проблематики в ранг наиболее приоритетных в рамках уже существующих соглашений и системы ООН.
Некоторые страны станут требовать выделения дополнительных средств, особенно в форме грантов на проекты по опреснению морской воды и очистке сточных вод. Бóльшая часть существующей международной поддержки — это кредиты, заявил официальный представитель министерства водных ресурсов и ирригации Иордании Омар Саламе (Omar Salameh. "Однако кредиты усиливают финансовое давление на и без того испытывающие трудности экономики".
Ожидается, что генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш также активизирует сбор средств для объявленного на COP27 плана по созданию систем раннего предупреждения об изменениях климата во всех государствах˗членах ООН. “Таковыми располагает только половина из 193 членов организации, — говорит Петтери Таалас (Petteri Taalas), генсек Всемирной метеорологической организации в Швейцарии, которая вместе с Гутерришем работает над реализацией плана. — В ближайшие пять лет нам потребуется около 3 миллиардов долларов США”. На сегодняшний день из разных источников удалось собрать около 10% этой суммы.