/ Новости сайта / Космос / В кратерах на поверхности Титана заподозрили присутствие водного льда
01.11.2020

В кратерах на поверхности Титана заподозрили присутствие водного льда

Планетологи обнаружили на поверхности Титана несколько свежих кратеров, используя снимки с зонда "Кассини", и обнаружили внутри кратеров запасы водного льда. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба университета Западного Онтарио со ссылкой на статью в журнале Astronomy & Astrophysics.

"Наше исследование в очередной раз показывает, что искать потенциальные следы жизни только на Марсе – ошибка. Последние открытия на Венере, к примеру, говорят о том, что в прошлом она могла быть планетой-океаном. Поэтому мы ищем жизнь в самых неожиданных местах, в том числе и отправляя миссию Dragonfly на Титан", – рассказала Кэтрин Нэйш, планетолог из Университета Западного Онтарио (Канада) и один из авторов исследования.

Титан – крупнейший спутник Сатурна. По размерам, облику и массу он больше похож на каменистые планеты Солнечной системы, нежели на другие спутники. Титан напоминает Землю и с точки зрения климата и геологии: на нем идут дожди и грозы, для него характерна эрозия почвы, на спутнике есть моря, реки и острова, а в его недрах из-за гравитационных взаимодействий с Сатурном протекают геологические процессы. На этом спутнике существуют времена года, а его погодные процессы почти столь же сложны, как и их аналоги на Земле.

Несмотря на все это, Титан сильно отличается от Земли с химической точки зрения. Его дожди состоят из жидкого метана, а "песок" и другие формы материи на поверхности – это замороженные углеводороды. Ученые предполагают, что роль мантии в недрах спутника могут играть не расплавленные породы, как на Земле, а гигантский подповерхностный океан из жидкой воды.

Под действием эрозии и климатических процессов облик спутника Сатурна, как и Земли, непрерывно обновляется. Ученых давно интересовало, сохраняются ли на Титане кратеры, которые возникают после падения астероидов на его поверхность.

За все время работы зонда "Кассини" астрономы нашли на поверхности Титана всего 90 структур, которые теоретически можно было бы считать кратерами. Учитывая необычный состав и устройство недр спутника, до недавнего времени ученые не могли однозначно подтвердить, что открытые ими формы рельефа действительно сформировались в результате ударов астероидов.

Благодаря данным спектрографов NASA, которые были установлены на борту "Кассини", Нэйш и ее коллеги получили первые подтверждения этому. В трех кратерах на Титане  – Афекане, Сои и Форсети – астрономы обнаружили залежи необычных для спутника пород. Они состояли из водного льда и замороженной органики. Дело в том, что на поверхности Титана вода в чистом виде практически не встречается. Однако, как предполагают ученые, она составляет основу его коры, мантии и других слоев недр.

Фотографии этих кратеров говорят о том, что в верхние слои грунта Титана, а также в его атмосферу вода может попадать благодаря падению астероидов. При этом, по мнению ученых, тепло, которое возникает благодаря этому, заставляет воду и окружающие ее органические молекулы реагировать между собой. В  образовывать более сложные вещества, в том числе и потенциальные "кирпичики жизни" – вещества, из которых впоследствии могут образоваться живые организмы.

Нэйш и ее коллеги, которые участвуют в разработке миссии Dragonfly, надеются, что этот спускаемый аппарат сможет изучить подобные кратеры и понять, есть ли в них подобные вещества.