Икария: Остров долгожителей
Старость в радость
Американский исследователь Дэн Бюттнер решил разгадать тайну долголетия островитян. С этой целью он в 2008 году отправился на Икарию и обратился с вопросами к местным врачам, которых здесь совсем немного. Один из них, доктор Лериадис, поведал Бюттнеру об особенностях образа жизни аборигенов. Они поздно ложатся спать и поздно просыпаются, но это не мешает им днём несколько раз подремать. Доктор всегда приходит на работу после 11 часов, он знает: раньше пациентов просто не будет.
Время вообще не имеет особого значения для островитян: на Икарии почти никто не носит часы. А потому гости, приглашённые на обед, вполне могут заявиться в интервале от 10 до 18 часов. И никто не испытывает стресса от того, что опаздывает. Чтобы отметить какое-то событие, люди на Икарии скидываются и накрывают стол сообща. Чем в корне отличаются от обитателей соседнего острова Самос, где личный материальный достаток ставится во главу угла.
Возможно, такое отношение к жизни сложилось исторически. Остров изначально оказался в некоторой изоляции. Из-за сильных ветров сюда практически не заходили корабли, не было гаваней, а значит, и торговые пути проходили вдалеке. И только в середине XX века, после того как в Греции закончилась гражданская война, сюда сослали несколько тысяч коммунистов и радикалов. Но и эти фаждане быстро успокоились и переняли островную философию.
В своём рассказе Лериадис упомянул о привычке икарийцев заваривать и пить отвары из майорана, шалфея, мяты, розмарина или одуванчика с лимоном: по стаканчику на сон фядущий. А мёд здесь и вовсе считается панацеей от всех болезней, особенно один местный сорт, которым лечат все — от похмелья до простуды. В целях профилактики все возрастные островитяне обязательно съедают ложку этого меда утром натощак. И кто знает, может, благодаря ему они живут полноценной жизнью: 95-летний старичок берет уроки скрипки, а 98-летняя дама содержит гостевой дом и по выходным играет с подружками в карты на интерес.
По жизни вместе
Помня о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, Бюттнер отправился в гости к супругам с 75-летним стажем: Танасису и Эирини Карималис. И те поразили его своим радушием. Эирини, даже не спросив имени нежданного визитёра, тут же предложила ему чай и печенье. А Танасис все пытался навести порядок в доме, чтобы лучше принять гостя. Карималисы оказались очень словоохотливы. Они рассказали Бюттнеру, что познакомились в 1920-х годах, поженились, родили пятерых детей. Словом, даже не заметили, как прожили бок о бок целых 75 лет.
Они никогда не заводили будильник, чтобы проснуться. Вставали, когда захочется. Шли на работу, воспитывали детей… Теперь те выросли, и Танасис и Эирини живут вдвоём — в полном согласии. Они не утруждают себя работой в саду — копаются в грядках, когда возникает желание. Обедают поздно и не прочь поспать после приёма пищи. По вечерам они обычно принимают гостей или же сами навещают друзей. В компании шутят, веселятся, пьют вино. В их повседневный рацион входят козье молоко, отвар шалфея, кофе, мёд, хлеб, различные бобовые, овощи со своего огорода и, конечно же, вино.
Карималисы держат несколько свиней: у каждой из них есть своё имя. Колют животных редко, как правило на большие праздники, а мясо едят потом очень долго — маленькими порциями.
Мы забываем… умирать
Чтобы досконально изучить феномен долголетия икарийцев, несколько учёных объединились в группу при Афинском университете. А 673 жителя острова согласились стать «подопытными кроликами». Исследователи предположили, что причиной долголетия могли стать пищевые привычки островитян, которым впору позавидовать. Судите сами: люди на Икарии употребляют много оливкового масла, понижающего холестерин, овощей, выращенных здесь же, и меда.
Молочных продуктов, кроме козьего молока, они едят мало, как и мяса, что сокращает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Зато пить кофе и два-три стакана вина в день на острове считается нормой. Кроме того, икарийцы употребляют мало сахара и совсем не используют белую муку. Хлеб здесь пекут только из цельнозерновой пшеницы… Мо вот парадокс: жители соседнего Самоса сидят на точно такой же диете, однако их жизнь от этого длиннее не становится.
Быть может, дело в генетике? Увы, и тут исследователей постигло разочарование: в ДНК икарийцев не удалось обнаружить ничего экстраординарного.
Скорее всего, секрет долгожительства островитян кроется в совокупности целого ряда факторов. Они правильно питаются, много спят, дышат чистым воздухом, регулярно занимаются сексом. Завидуйте молча: 80% населения Икарии в возрасте от 65 до 100 лет регулярно занимаются сексом, а про молодёжь и говорить нечего. Вне зависимости от количества прожитых лет островитяне подвижны и после ужина с соседями с удовольствием танцуют и поют. Но самое главное — на острове сложилась атмосфера какого-то необыкновенного единства, люди чувствуют себя защищёнными.
Местная молодёжь, отучившись где-нибудь на материке, стремится вернуться домой, на Икарию: для них, взрослых, считается нормой жить с родителями. Здесь почти нет преступности: все находятся друг у друга на виду и опасаются опозорить свою семью. Если чей-то ребёнок плохо себя ведёт, заняться его воспитанием могут не только родители, но и соседи. И это в порядке вещей. Тут нет одиночества, голода и нищеты.
Соседи во всём помогут, накормят, поддержат. Поэтому в ответ на просьбу поделиться секретом долголетия старожилы Икарии непременно улыбаются, упоминают чистый воздух острова и вино, а потом добавляют: «Мы просто забываем умирать». А некоторые ещё рассказывают историю Стаматиса Мораитиса, ставшую на острове буквально хрестоматийной.
Переживший докторов
В 1943 году икариец Ста-матис Мораитис поселился в США, в общине, где жили его соотечественники. Там он женился, завёл троих детей и построил дом. В 1976 году у Мораитиса диагностировали рак лёгких. По прогнозам врачей, 70-летнему мужчине оставалось жить меньше года. И тогда он решил вернуться на Икарию, чтобы там его похоронили на кладбище среди родных. Да и похороны на острове стоили в 10 раз дешевле, чем в Америке.
Вернувшись, он вместе с женой поселился в доме своих родителей. Большую часть времени Стаматис проводил в постели, как советовали американские доктора, а по воскресеньям посещал маленькую церковь, в которой когда-то служил священником его дед. Старые друзья навещали Мораитиса каждый день, и они подолгу засиживались за бутылочкой вина. Мужчина чувствовал себя счастливым, насколько это было возможно в его состоянии.
А через несколько месяцев он не только не умер, но и начал понемногу работать в саду. Спустя полгода, собрав свой урожай, Мораитис принялся помогать соседям. С возрастом его здоровье только улучшалось. Он пристроил к родительскому дому ещё две комнаты, чтобы детям было куда приезжать, увеличил площадь виноградников, делал по 400 галлонов вина в год…
Когда Мораитису исполнилось 97 лет, он окончательно понял, что болезнь отступила. Однако решил в этом удостовериться и отравился в США — поспрашивать своих лечащих врачей, мог ли рак исчезнуть сам собой, без лекарств и химиотерапии. Но оказалось, что говорить Стаматису просто не с кем: все его доктора уже умерли…