Исследование: Когда ребёнка окружают деревья, его мозг развивается лучше
Говорят, что когда ребёнок растёт и развивается, нейроны в его мозгу ветвятся подобно ветвям деревьев. Пребывание в окружении именно такого типа растительности на самом деле может способствовать этому процессу.
Многолетнее исследование, в котором наблюдались 3569 лондонских школьников в возрасте от 9 до 15 лет, показало, что дети, которые проводили больше времени рядом с лесными насаждениями, в подростковом демонстрировали более высокие способности к мышлению и психическое здоровье.
С другой стороны, другое природное окружение – луга, озёра, реки, по-видимому, нее оказывали такого же воздействия.
«Эти результаты помогают нам понять значение разных типов природной среды как важного защитного фактора для когнитивного развития и психического здоровья подростков и дают основания предположить, что не все типы природной окружающей среды в равной степени благоприятно влияют на здоровье », — отмечают авторы.
Это не первый случай, когда исследователи обнаруживают любопытную связь между наличием деревьев и душевным состоянием человека.
В США и Дании общенациональные эпидемиологические исследования среди детей показали, что наличие зелёных насаждений в жилых районах связано с более низким риском проблем с психическим здоровьем в более зрелом возрасте.
В Великобритании аналогичные исследования показали, что у детей, живущих в более зелёных городских кварталах, пространственная память лучше.
Почему это так – загадка. Известно, что человеческий мозг формируется во многом под влиянием окружающей среды, но до сих пор неясно, почему зелёные насаждения – особенно деревья – так сильно действуют на человеческий мозг в юном возрасте.
В некоторых исследованиях действительно делается предположение, что есть связь между наличием зелёных насаждений и структурными изменениями в головном мозге, включая увеличение белого и серого вещества, а также с положительными изменениями в миндалевидном теле, которое помогает контролировать эмоции. Таким образом, эти изменения могут быть причиной некоторых наблюдаемых нами когнитивных и психических проявлений.
Но, видимо, деревья могут делать то, чего не могут другие типы растительности. Как и в новом британском исследовании, в работах других учёных также делается вывод, что именно деревья, а не трава, связаны с улучшением умственного развития и психического здоровья.
Возможно, это как-то связано с фрактальным узором ветвей деревьев. Даже в детском возрасте, как показали исследования, у человека неосознанно проявляется врождённое тяготение к этим формам, и, возможно, это отчасти объясняет их успокаивающее воздействие на наш мозг и оздоровляющее влияние на какие-то нейронные пути.
Тем не менее, как и в ряде ранее проводившихся исследований, у этого лондонского исследования есть некоторые ограничения. Чуть более половины участников исследования росли в семьях, в которых родители работали управленцами или хорошо оплачиваемыми специалистами.
В статье, опубликованной в 2019 г., утверждается, что хотя дети, которые растут в окружении зелени, показывают лучшие результаты в когнитивных тестах, чем их сверстники, благодарить деревья за это не обязательно. Большую роль в развитии ребёнка играют и социально-экономические факторы, поэтому мы можем объединить то и другое.
«Дети, выросшие в более зелёных районах, демонстрируют лучшие когнитивные способности в целом, — делают вывод авторы статьи, — Но это связано, вероятно, с такими социально-экономическими факторами, как семья и район, в котором они живут».
Окружающие нас зелёные насаждения могут влиять на наш умственный и душевный настрой, давая убежище от жары, городского шума и даже вредных выбросов. Здесь необходимо учитывать очень много факторов.
Ещё очень рано говорить о том, что детей делает умнее нахождение рядом с деревьями и что это воздействие длится на протяжении всей их жизни, но, учитывая, насколько с каждым годом урбанистичнее становятся наши пейзажи, стоит выяснить, можем ли мы использовать деревья, чтобы улучшить жизнь людей во всём мире.