/ Новости сайта / Космос / "Кьюриосити" 9 лет исследовал не то, что ожидали ученые
14.08.2021

"Кьюриосити" 9 лет исследовал не то, что ожидали ученые

Марсоход Curiosity занимается изучением геологии и климата Красной планеты с 2012 года. Всё это время считалось, что американский аппарат изучает дно древнего марсианского озера.

Поясним, что при выборе места для посадки учёные ориентируются на данные, собранные с орбиты. Специалисты очень тщательно выбирают места посадки ровера. В частности, дно озера должно было рассказать учёным о том, зародилась ли когда-то жизнь в воде, наполнявшей водоём.

Однако, несмотря на многочисленные научные подтверждения того, что в исследуемой местности когда-то присутствовала вода, сейчас специалисты приходят к выводу, что Curiosity почти девять лет изучал совсем не дно озера.

Исследователи из Гонконга проанализировали, какие химические элементы находил ровер в собираемых образцах породы за всё время его пребывания на Марсе. Учёные пришли к выводу, что, скорее всего, они попали в эту местность с ветром. Лишь затем они затвердели под воздействием атмосферных процессов. То есть не под слоем воды, как считали учёные всё это время.

Используя химические тесты, изучив структуру и текстуру образцов, команда учёных обнаружила доказательства эрозии (разрушения) породы, которая могла происходить только в сухих условиях среды.

Исследователи считают, что большая часть собранных ровером осадочных пород состоит из переносимых по воздуху пыли и вулканического пепла. А более позднее выветривание породы произошло из-за дождя или таяния льда.

При этом небольшая часть исследованных осадочных пород всё же соответствует тем, что можно было бы найти на дне озера.

Из всего этого учёные делают вывод, что водный покров в кратере Гейла (местность, где работает Curiosity) был гораздо более переменным, чем предполагалось. То есть авторы работы предлагают сменить теорию "большого озера" в кратере Гейла на теорию нескольких небольших и временных озёр, которые там регулярно появлялись.

Работа, опубликованная в научном журнале Science Advances, предлагает по-новому взглянуть на устоявшиеся представления о том, как формировался марсианский климат.

К примеру, на протяжении миллионов лет на Красной планете периоды повышенной влажности могли быть короткими и частыми. Пока что исследователи склоняются к мнению, что климат на Марсе был влажным в течение одного продолжительного промежутка времени.

Слева — распределение воды по дну кратера, согласно старой гипотезе, справа — согласно новой.
Иллюстрация ESA/HRSC/DLR.

Авторы исследования также предлагают пересмотреть общепринятый подход к анализу осадочных пород.

Безусловно, исследовать что-то, что не только находится в миллионах километров от нас, но и происходило миллиарды лет назад, непросто. Чтобы точно определить происхождение пород в кратере Гейла, учёным нужно будет исследовать ещё не один образец, собранный ровером "Кьюриосити". И, возможно, ведущая теория о том, что происходило на Марсе с момента его возникновения, сменится ещё не раз.