/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые подтвердили, что переворот магнитных полюсов Земли "цикличен" и происходит каждые 200 млн лет - время новой смены полюсов уже пришло
20.08.2021

Мы знаем, что магнитное поле Земли постоянно меняет свое направление и силу. То, как быстро происходят эти изменения, представляет большой интерес, учитывая, что эта особенность планеты защищает всех нас от сильного космического излучения.

Новый анализ древних лавовых потоков в восточной Шотландии, заполнивший некоторые важные пробелы в истории нашего магнитного поля, подтвердил результаты предыдущих исследований, указывающих на 200-миллионнолетний цикл, в течение которого поле ослабевает, а затем снова усиливается.

Группа исследователей также использовала магнитную историю, которую они обнаружили в геологической летописи, для перепроверки других измерений, сделанных за последние несколько десятилетий, и для составления схемы истории магнитного поля Земли, насчитывающей около 500 миллионов лет.

"Наши результаты, если рассматривать их наряду с существующими данными, подтверждают существование примерно 200-миллионного цикла в силе магнитного поля Земли, связанного с глубинными земными процессами", - говорит палеомагнитолог Луиза Хокинс из Ливерпульского университета в Великобритании.

"Поскольку почти все наши свидетельства о процессах в недрах Земли постоянно разрушаются тектоникой плит, сохранение этого сигнала о глубоких земных процессах имеет огромную ценность как одно из немногих имеющихся у нас доказательств".

Методы теплового и микроволнового палеомагнитного анализа были использованы для изучения образцов горных пород из древних лавовых потоков, а выравнивание минеральных кристаллов внутри них позволило определить состояние магнитного поля Земли в момент их первоначального формирования.

Команда обнаружила, что между 332 и 416 миллионами лет назад в магнитном поле произошел резкий спад мощности, который совпадает с другим спадом, произошедшим 120 миллионов лет назад. Во время более раннего периода, который сейчас называется Среднепалеозойским дипольным минимумом (MPDL), поле, окружающее Землю, было примерно на четверть сильнее, чем сегодня.

Эти даты совпадают с 200-миллионным циклом и дают экспертам новые важные сведения о том, как вело себя магнитное поле более 300 миллионов лет назад, в преддверии заметного суперхрона - так называется длительный период времени, когда поле остается стабильным.

"Этот комплексный магнитный анализ лавовых потоков из Стратмора и Кингхорна стал ключевым для заполнения периода, предшествующего Киманскому суперхрону, периода, когда геомагнитные полюса стабильны и не меняются в течение примерно 50 миллионов лет, - говорит Хокинс.

Если этот цикл верен, а перевороты или развороты магнитных полюсов происходят каждые 200 000-300 000 лет, то нас ожидает еще один - к большому беспокойству ученых, которые не уверены в том, как это повлияет на все технологии и гаджеты, которых у нас явно не было в прошлый раз.

"Чем больше мы знаем об истории магнитного поля Земли в целом, тем лучше мы можем предсказать, что оно будет делать дальше. Если наше силовое поле против космической радиации начнет испытывать проблемы, мы должны узнать об этом как можно раньше".

В ходе исследования был сделан еще один важный вывод: ранее считалось, что изменения в ориентации магнитного поля происходят, когда поле слабее, и это еще одна гипотеза, которую подтверждают новые данные.

"Наши результаты также служат дополнительным подтверждением того, что слабое магнитное поле связано с переворотами полюсов, в то время как во время суперхрона поле обычно сильное, что очень важно, так как оказалось практически невозможным восстановить историю переворотов до 300 миллионов лет назад", - говорит Хокинс.

Исследование было опубликовано в журнале PNAS.