На Ближнем Востоке заканчивается вода и некоторые его районы становятся непригодными для жизни
Паромы, которые когда-то перевозили туристов на маленькие островки и обратно на иранском озере Урмия, стоят ржавые, не в состоянии двигаться, на месте, которое быстро превращается в соляную равнину.
Всего два десятилетия назад Урмия была самым большим озером Ближнего Востока, а ее местная экономика - процветающим туристическим центром с отелями и ресторанами.
"Люди приезжали сюда купаться и использовать грязи в лечебных целях. Они оставались здесь как минимум на несколько дней", - говорит журналист Ахад Ахмед.
Умирание озера Урмия было быстрым. Его площадь сократилась более чем вдвое - с 5400 квадратных километров (2085 квадратных миль) в 1990-х годах до 2500 квадратных километров (965 квадратных миль) сегодня. Сейчас есть опасения, что он исчезнет совсем.
Вода на исходе
Подобные проблемы знакомы многим регионам Ближнего Востока, где вода просто на исходе.
В регионе наблюдаются постоянные засухи и настолько высокие температуры, что они едва ли пригодны для жизни человека. Добавьте сюда бесхозяйственность и чрезмерное использование воды, и прогнозы относительно будущего водных ресурсов здесь будут мрачными.
Некоторые страны Ближнего Востока, включая Иран, Ирак и Иорданию, выкачивают огромное количество воды из земли для орошения, стремясь повысить свою продовольственную самодостаточность.
"Они используют больше воды, чем регулярно поступает с дождями. И поэтому уровень грунтовых вод, соответственно, падает, потому что вы забираете воду быстрее, чем она пополняется за счет осадков", - сказал он.
Именно это происходит в Иране, где обширная сеть плотин поддерживает сельскохозяйственный сектор, который потребляет около 90% всей воды, используемой в стране.
"Сокращение количества осадков и рост спроса в этих странах приводят к пересыханию многих рек, озер и водно-болотных угодий", - сказал Исланд.
Последствия того, что воды станет еще меньше, ужасны: Районы могут стать непригодными для жизни; может обостриться напряженность по поводу того, как делить и управлять водными ресурсами, такими как реки и озера; может вспыхнуть политическое насилие".
В Иране Урмия сократилась в основном из-за того, что ее эксплуатирует так много людей, а некоторые плотины, построенные в ее бассейне в основном для орошения, уменьшили приток воды в озеро.
Проблемы с водой в Иране уже стали смертельно опасными. За одну неделю в июле по меньшей мере три демонстранта были убиты в столкновениях с сотрудниками служб безопасности во время демонстраций против нехватки воды на юго-западе страны.
По данным метеорологической службы, в стране наблюдаются самые засушливые условия за последние пять десятилетий.
По прогнозам, зимы на Ближнем Востоке будут тем суше, чем сильнее потеплеет мир, и хотя лето будет более влажным, ожидается, что жара нивелирует прирост воды.
"Проблема в том, что при таком повышении температуры все осадки, которые выпадут, будут испаряться, потому что будет очень жарко", - говорит Мансур Альмазруи, директор Университета короля Абдулазиза в Саудовской Аравии.
"Другое дело, что этот дождь не обязательно будет обычным дождем. Это будут экстремальные дожди, а это значит, что наводнения, подобные тем, что происходят в Китае, в Германии, в Бельгии, эти наводнения станут большой проблемой для Ближнего Востока".
Качество воды ухудшается
Эти изменения влияют не только на количество доступной воды, но и на ее качество.
Озеро Урмия является гиперсоленым, то есть очень соленым. По мере его сокращения концентрация соли в нем увеличилась и стала настолько экстремальной, что использование его для орошения наносит ущерб урожаю фермеров.
Киомарс Пуджебели, который выращивает помидоры, подсолнечник, сахарную свеклу, баклажаны и грецкие орехи вблизи озера, объясняет, что соленая вода оказалась губительной.
Люди привыкли жить с очень малым количеством воды
В Иордании, одной из стран мира, испытывающих наибольший дефицит воды, люди привыкли жить с очень малым количеством воды.
Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, показало, что к концу века иорданцам придется вдвое сократить потребление воды на душу населения. Большинство иорданцев с низкими доходами будут жить на 40 литрах в день для удовлетворения всех своих потребностей - например, для питья, купания и мытья одежды и посуды. Средний американец сегодня использует примерно в 10 раз больше.
Во многих иорданских домах вода не обязательно есть каждый день, говорит Даниэль Розенфельд, профессор Программы атмосферных наук Еврейского университета в Иерусалиме.
"Иордания сейчас испытывает критическую нехватку воды - вода поступает в дома в Иордании один или два раза в неделю, даже в столице Аммане, - говорит Даниэль Розенфельд, профессор Программы атмосферных наук Еврейского университета в Иерусалиме. Столица фактически имеет экзистенциальные проблемы уже сейчас", - сказал Розенфельд.
Уровень грунтовых вод в некоторых районах страны падает более чем на метр в год, как показывают исследования, а волны беженцев из многих стран региона оказывают дополнительное давление на и без того напряженные ресурсы.
Генеральный секретарь Управления водных ресурсов Иордании Башар Батайн сказал, что стране необходимо больше финансирования со стороны остального мира, чтобы справиться с возросшим спросом на воду.
"Иордания приняла на себя тяжелое бремя кризиса сирийских беженцев от имени международного сообщества и глубоко пострадала в отношении воды. Беженцы обходятся водному сектору более чем в 600 миллионов долларов в год, в то время как Иордания получает от международного сообщества лишь малую часть этой суммы", - сказал он.
Он добавил, что в 2020 году в Иордании выпало гораздо меньше осадков, чем в предыдущем году, что поставило под угрозу более четверти водных ресурсов и вдвое сократило источники питьевой воды.
Геополитический хаос
Страна полагается на систему реки Иордан, которая также протекает через Израиль, Западный берег, Сирию и Ливан, и плотины, построенные вдоль рек, сильно сократили приток воды в Иорданию. Иордания также использует каналы, чтобы перенаправить воды реки для орошения. В прошлом вокруг речной системы несколько раз вспыхивали конфликты.
Это трансграничная проблема, которая также наблюдается в других частях региона вдоль рек Евфрат и Тигр, а также в северной Африке вдоль Нила.
Иордания, Израиль и Сирия стали лучше координировать управление речной системой, от которой они зависят, но напряженность часто вспыхивает. Эксперты давно предупреждают, что нехватка воды может привести к новым конфликтам.
Ближний Восток находится в центре мира, испытывающего все больший дефицит воды. Водный стресс, который возникает, когда спрос на воду превышает доступное предложение, уже сейчас наиболее остро ощущается на Ближнем Востоке и в окружающих его странах, и, по прогнозам, в течение следующего десятилетия ситуация ухудшится. Прия Кришнакумар, CNN
У Иордании нет выбора, кроме как покупать большие объемы воды у Израиля, который имеет огромную программу опреснения, в рамках которой он удаляет соль из морской воды, чтобы сделать ее пригодной для потребления человеком. Однако опреснение является энергоемким процессом, потребляющим огромное количество энергии; энергия, которая пока не является экологически чистой и возобновляемой, только усиливает глобальное потепление, являющееся основной причиной нехватки воды.
Поскольку климат продолжает теплеет, а воды становится все меньше, часть решения проблемы на Ближнем Востоке должна быть связана с сокращением использования воды в сельском хозяйстве. Это также может означать изменение типа продуктов питания, которые фермеры выращивают и экспортируют, сказал Розенфельд.
"В Израиле, например, мы выращивали много апельсинов, но в какой-то момент мы поняли, что экспортируем воду, которой у нас нет", - сказал он, добавив, что сельскохозяйственные культуры также могут быть спроектированы таким образом, чтобы быть более устойчивыми к жаре и засухе.
А Альмазруи из Университета короля Абдулазиза сказал, что плотины могут быть лучше организованы с учетом меняющегося характера дождей. Необходимо также улучшить координацию в управлении реками, протекающими через страны.
Но это не поможет фермеру, чья семья владеет землей на протяжении многих поколений и не может переехать в более влажный климат, или не имеет возможности контролировать, где соседняя страна может построить плотину.
Раад аль-Тамами, 54-летний отец пятерых детей, живущий в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада, рассчитывает на воду из реки Диял, притока реки Тигр. Река Диял пересыхает уже несколько лет, что вынудило аль-Тамами вдвое сократить производство фруктов на трех фермах.
Он и его коллеги-фермеры работают по графику нормирования воды, и иногда он ждет воды до месяца.
Такая зависимость от большего количества воды для обеспечения продовольственной безопасности может по иронии судьбы поставить под угрозу доступность продовольствия - фермеры могут продолжать заниматься сельским хозяйством в таких сложных условиях только в течение длительного времени.
Вот что постоянно мучает аль-Тамами.
"Многие фермеры, включая меня, всерьез подумывают о том, чтобы оставить эту профессию, унаследованную от отца, от деда, и начать искать более прибыльную работу, которая гарантирует лучшее будущее нашим детям".
Комментарии 1
0
TheGray
25.08.2021 09:26
[Материал]
Скважины не как не повлияют на озеро. Нужна вода делай глубже скважину. По мнению политики люди должны пить с лужы и с той же лужи поливать и растить продукт который им потом должны продать. Если им эта лужа так нужна могут искусственно вызывать дожди хотя кроме как поссать с высоты политика таких стран не может. В Казахстане плотину строили вместо искусственных осадков та же соль. Есть туризм а есть тупизм для пополнения карманов.
|