/ Новости сайта / Космос / Раскрыто происхождение галактик, полностью лишенных темной материи
07.09.2021

Раскрыто происхождение галактик, полностью лишенных темной материи

Ученые выяснили, что недавно открытые "сверхрассеянные галактики", почти полностью лишенные темной материи, являются спутниками более крупных галактик с крайне вытянутой орбитой. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба Массачусетского технологического института (MIT) со ссылкой на статью в журнале Nature Astronomy.

"Мы обнаружили, что эти галактики вращаются по орбитам, похожим на то, как кометы движутся вокруг Солнца. Как и малые небесные тела, они периодически удаляются на огромные расстояния от более крупных галактик, и при этом часть из них никогда не возвращается назад. Многие из них не успели сделать даже одного оборота за все время существования Вселенной", - заявила доцент университета Калифорнии в Риверсайде (США) Лаура Сейлс, чьи слова приводит пресс-служба MIT.

Два года назад астрономы из США обнаружили, что сразу две галактики в созвездии Волос Вероники, NGC1052-DF2 и NGC1052-DF4, неожиданным образом почти не содержат в себе темной материи. По своим размерам оба этих объекта не уступают Млечному Пути, однако их масса оказалась на несколько порядков меньше. Из-за крайне низкой плотности материи исследователи начали называть их "сверхрассеянными галактиками" (UDG).

Впоследствии китайские астрономы открыли еще два десятка подобных объектов, что заставило ученых искать объяснения их существованию. Особый интерес у ученых вызывало то, что почти все "сверхрассеянные галактики" находятся за пределами крупных скоплений, где гравитационные взаимодействия в теории могли лишить их почти всех запасов темной материи.

Сейлс и ее коллеги нашли объяснение этой странной черте "сверхрассеянных галактик", а также раскрыли историю их формирования во время наблюдений за двумя подобными объектами, DGSAT I и S82-DG-1. Эти галактики расположены в созвездии Рыб и Кита и при этом они удалены от Земли на относительно небольшое расстояние, несколько десятков миллионов световых лет.

Галактики и кометы

Астрономы обратили внимание на то, что оба этих объекта обладают одной уникальной чертой, отличающей их от других "сверхрассеянных галактик" - внутри них преобладают престарелые звезды и красные карлики. Подобное открытие стало неожиданностью для исследователей, так как оно говорит о том, что процесс формирования новых звезд внутри DGSAT I и S82-DG-1 почти полностью прекратился еще в далеком прошлом.

Как объясняют астрономы, звезды прекращают появляться в карликовых галактиках в тех случаях, когда их более крупные соседи лишают их почти всех запасов холодного водорода и пыли, необходимых для формирования новых светил. В случае с "сверхрассеянными галактиками" это считалось невозможным, так как они находятся на большом расстоянии от всех других объектов.

Сейлс и ее коллеги попытались объяснить эту аномалию при помощи детальной компьютерной модели, которая описывает процесс формирования и эволюции данных "сверхрассеянных галактик", а также всех ближайших уголков космоса. Эти расчеты неожиданно указали на то, что DGSAT I и S82-DG-1 являются спутниками других галактик.

В далеком прошлом оба этих объекта сблизились с крупными галактиками, в результате чего они потеряли все запасы темной материи и были выброшены на очень вытянутые орбиты, похожие на траектории движения комет по Солнечной системе. Через несколько миллиардов лет они оказались в открытой межгалактической среде, что создало впечатление, что DGSAT I и S82-DG-1 возникли на ее территории, а не внутри плотного скопления галактик.

Расчеты Сейлс и ее коллег указывают на то, что неожиданно большое число подобных объектов должно скрываться в пустоте между всеми крупными группами галактик. Их открытие и изучение, как надеются астрономы, не только подтвердит их теорию, но и позволит им раскрыть историю эволюции облика "сверхрассеянных галактик".