/ Новости сайта / Тайны истории / Ученые объяснили, как древнеегипетские льняные ткани сохранялись тысячи лет
15.09.2021

Ученые объяснили, как древнеегипетские льняные ткани сохранялись тысячи лет

Изучение структуры отдельных льняных волокон в древнеегипетских тканях показало, что этот материал сохранился на протяжении более чем четырех тысяч лет благодаря необычным особенностям. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Plants.

"Мы изучили структурные и механические характеристики тканей и льняных саванов древнеегипетских мумий времен Среднего Царства и сравнили их с тем, как устроены современные льняные ткани. Высокая прочность и мягкость древних тканей оказались связаны с методами обработки отдельных льняных волокон", – пишут исследователи.

По современным представлениям, первые ткани были сделаны из дикого льна и появились около 30 тыс. лет назад. Лен начали культивировать значительно позже, около 8 тыс. лет назад. Особенно активно его выращивали жители Древнего Египта, использовавшие льняные ткани в качестве основы для саванов, а также в общественной и культурной жизни.

Многие образцы египетских льняных тканей дожили до наших дней в практически идеальном состоянии. Поэтому техника их изготовления и физические свойства льняного волокна интересуют не только историков и археологов, но и химиков, физиков и инженеров.

Исследователи под руководством Алена Бормо из Университета Бретань-Юг (Франция) провела одно из первых подобных исследований с применением сканирующего электронного и мультифотонного микроскопов, а также рентгеновского томографа.

Снимки, полученные при помощи этих приборов, указали на несколько интересных особенностей древнеегипетских тканей. В частности, ученые обнаружили, что древние льняные волокна практически не уступали их современным аналогам по плотности и числу спиральных витков, несмотря на то, что они изготавливались вручную.

В дополнение к этому физики выяснили, что египетский текстиль состоял из очень однородных отдельных льняных волокон, что придавало тканям дополнительную гибкость и прочность по сравнению с их современными тканями. Как предполагают Бормо и его коллеги, это связано с особой техникой вымачивания льна на последних стадиях его обработки, о которых писал еще Плиний-старший.

По свидетельствам историка, древние египтяне помещали стебли льна в чаны с водой или придавливали камнями их у берегов реки, где они вымачивались на протяжении пяти-семи дней, если этому благоприятствовала погода. После того, как стебли высушивались, рабочие помещали их во влажное помещение и впоследствии отбивали их при помощи камней, что превращало лен в набор тонких волокон.

Сейчас собранный лен просто оставляют на несколько недель на поле. За это время погода может сильно поменяться, из-за чего волокна становятся очень неоднородными по размерам и свойствам, что негативно сказывается на качестве современных льняных нитей и тканей. Вдобавок, ученые обнаружили, что древние ткани сильно превосходят их в уровне пористости волокон, что делает древнеегипетские текстили особенно легкими и при этом прочными.

Как предполагают исследователи, эта их особенность связана с тем, как рос лен в условиях засушливого климата Древнего Египта. Как надеются Бормо и его коллеги, многие из открытых ими особенностей древних текстилей можно будет воплотить и при производстве современных льняных тканей, что заметно улучшит их качество и долговечность.