/ Новости сайта / Животные / Все современные змеи произошли от единиц, выживших после удара астероида
15.09.2021

Все современные змеи произошли от единиц, выживших после удара астероида

Около 66 миллионов лет назад произошло так называемое мел-палеогеновое вымирание, которое навсегда стёрло с лица Земли множество видов животных, включая всех нептичьих динозавров. Считается, что причиной этому стало падение на Землю огромного астероида.

Подобное событие было бы логично считать настоящей катастрофой для всего живого. Однако жизнь всегда находит дорогу.

Авторы новой работы, опубликованной в издании Nature Communications, считают, что мел-палеогеновое вымирание можно считать формой "созидательного разрушения", которое расчистило место для эволюции новых форм жизни.

Исследователи выяснили, что все существующие сегодня виды змей произошли от совсем небольшой популяции рептилий, выживших во время последнего массового вымирания.

Чтобы воссоздать ход змеиной эволюции учёные использовали данные об окаменелостях и проанализировали генетические различия между между живущими сегодня видами змей.

Авторы работы отметили, что разных форм и видов пресмыкающихся стало появляться гораздо больше примерно в то же время, когда массово вымерла основная популяция динозавров.

Учёные считают, что змей в те непростые времена спасло их умение скрываться в подземных норах и долгое время обходиться без пищи. Когда начальный критический период завершился, исчезновение конкурентов (самих динозавров и других змей мелового периода) позволило им занять новые экологические ниши и свободно распространиться по всем континентам.

Лишь после этого змеи обрели то разнообразие семейств и родов, которое мы можем наблюдать сегодня: со временем появились гадюки, кобры, ужи, питоны и удавы. Они исследовали всё больше новых сред обитания и типов добычи.

К слову, ядовитые змеи, древесные и морские змеи, а также огромные виды змей, достигающие десяти метров в длину, также появились лишь после массового вымирания большинства динозавров.

"Это, похоже, общая черта эволюции – именно в периоды, следующие за крупными вымираниями, мы видим эволюцию в её наиболее экспериментальной и инновационной форме.

Уничтожение биоразнообразия создаёт пространство для возникновения нового, для колонизации новых территорий. В итоге жизнь становится ещё более разнообразной, чем была раньше", – говорит автор-корреспондент исследования доктор Ник Лонгрич (Nick Longrich) из Университета Бата в Великобритании.