/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Новое исследование показывает, что предупреждения о следующем извержении супервулкана может не быть
06.11.2021

Некоторые из ключевых предупреждающих признаков, на которые обычно обращают внимание геологи перед извержением супервулкана, могут присутствовать не во всех случаях, согласно новому подробному исследованию вулкана Тоба на Суматре, Индонезия.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что гигантским извержениям Тоба около 840 000 лет назад и 75 000 лет назад не предшествовал внезапный приток магмы в резервуар вулкана. Вместо этого магма накапливалась стабильно и бесшумно перед извержениями.

Важно отметить, что второму суперизвержению потребовалось менее половины времени для накопления магмы, чем первому - 600 000 лет вместо 1,4 миллиона лет - из-за постепенного повышения температуры континентальной коры вокруг магматического резервуара.

Это "порочный круг" извержений", - говорит геолог Пинг-Пинг Лю из Пекинского университета в Китае. "Чем больше магма нагревает кору, тем медленнее она остывает и тем быстрее становится скорость накопления магмы".

Чтобы прийти к своим выводам, команда проанализировала химический состав цирконов вокруг Тобы - минералов, образующихся при взрывных вулканических извержениях. Уран распадается на свинец внутри циркона, поэтому исследователи смогли использовать масс-спектрометрическое сканирование для определения возраста минералов.

Это позволило им определить время как самих извержений, так и предшествующего им накопления магмы. Исследователи также могут использовать ту же методику для определения количества магмы, уже скопившейся в резервуаре.

В частности, по оценкам исследователей, сегодня под озером Тоба может скрываться около 320 квадратных километров (124 квадратных мили) магмы - кальдера, образовавшаяся в результате предыдущих извержений, а затем заполненная снегом и дождями. В центре кальдеры находится остров, выталкиваемый магмой, находящейся глубоко под поверхностью.

"Мы видим, что этот остров постепенно увеличивается в высоту, что свидетельствует о том, что вулкан активен и под ним скапливается магма", - говорит Лю.

По оценкам ученых, в мире существует около 5-10 вулканов, способных на суперизвержение - такое, которое катастрофически повлияет на глобальный климат. Вулкан Тоба может быть одним из них, и если одно из этих разрушительных событий уже на подходе, то мы должны знать об этом".

Считается, что извержения супервулкана Тоба могли покрыть всю Южную Азию значительным слоем пепла, а некоторые исследования выдвигают гипотезу, что последнее извержение вызвало десятилетнюю вулканическую зиму, в результате которой температура на всей планете упала.

Как отреагирует человечество, если такое событие произойдет снова - все, от поставок продовольствия до миграции населения, - пока неясно, но мы можем и не получить огромного количества уведомлений о приближении следующего извержения супервулкана.

"Наше исследование также показывает, что перед суперизвержением не происходит никаких экстремальных событий", - говорит ученый-землевед Лука Карикки из Женевского университета в Швейцарии. "Это говорит о том, что признаки надвигающегося суперизвержения, такие как значительное увеличение числа землетрясений или быстрое поднятие грунта, могут быть не столь очевидны, как это изображается в фильмах-катастрофах киноиндустрии".

"На вулкане Тоба все происходит тихо под землей, и анализ цирконов теперь дает нам представление о том, что нас ждет".

Исследование было опубликовано в журнале PNAS.