Таинственный мегалитический древний город в Сан-Мигель-Икстапан - мексиканский Тиуанако?
За последнее столетие в южной части штата Мексика и на севере Герреро были обнаружены десятки резных мегалитических каменных плит неизвестного происхождения и назначения, в основном вокруг небольшого археологического памятника Сан-Мигель Икстапан, Техупилько.
Дальнейшие раскопки, начавшиеся в 1995 году, выявили остатки обширной мегалитической архитектуры, состоящей из огромных блоков базальта и андезита, многие из которых весили несколько тонн, демонстрируя удивительное сходство с южноамериканскими художественными и архитектурными стилями.
Андское влияние в Сан-Мигель-Икстапан в Центральной Мексике
Первое упоминание о существовании значительных археологических артефактов в этой части штата Мексика относится к 1908 году. Однако только в 1960 году американские археологи Чарльз Р. Викке и Моди Буллингтон сделали первые фотографии ряда загадочных каменных плит из церкви Сан-Мигель-Икстапан и близлежащей асьенды де Гвадалупе.
В своей статье под названием "Возможное влияние Анд в Центральной Мексике" для престижного кембриджского журнала American Antiquity они написали, что "каменные плиты, недавно обнаруженные в районе около Техупилько в штате Мексика, изваяны в простом, низкорельефном, смелом, геометрическом стиле, не похожем на известные мезоамериканские стили, но имеющем поразительные параллели в Перуанских Андах".
По словам Вике и Буллингтона, рельефы "представляют собой художественный стиль [...], который никогда не был описан в литературе по мезоамериканской археологии. Более того, кажется невозможным связать его с каким-либо известным мезоамериканским скульптурным стилем. Изолированное местонахождение рельефов в юго-западном штате Мексики недалеко от границы с Герреро, безусловно, способствовало их безвестности".
Все плиты имели одинаковый загадочный орнамент, состоящий из перевернутой Т-образной формы над прямоугольной рамкой с двойными или тройными молдингами, их размеры варьировались от около 1,26 метра (4,1 фута) в длину до более 1,60 метра (5,3 фута).
Однако, несмотря на первоначальный интерес, вызванный статьей, плиты были быстро отвергнуты как артефакты колониальной эпохи. Критики предположили, что для такого типа точной резьбы в таких твердых породах, как андезит и базальт (6-7 единиц твердости по шкале Моха), потребовалось бы использование металлических инструментов, о которых нет никаких свидетельств в археологической летописи.
Первые научные раскопки в Сан-Мигель-Икстапан
Раскопки, проводившиеся в Сан-Мигель-Икстапан с 1995 года, выявили множество дополнительных археологических сооружений, включая большую пирамиду, мезоамериканскую площадку для игры в мяч и монументальную лестницу, построенную из огромных блоков базальта. Они также обнаружили запечатанную камеру на одной стороне главной пирамиды.
В камере, известной как Recinto de las Esculturas, находились две огромные мегалитические плиты, покрытые сложными геометрическими узорами, похожими на те, что были сфотографированы Вике и Буллингтоном в 1960 году, а также несколько идолов в необычной позе со скрещенными руками.
Эта находка неопровержимо показала, что плиты действительно являются древними артефактами, а не скульптурами колониальной эпохи, изготовленными с помощью металлических инструментов в современное время.
Камера и археологический контекст, в котором были найдены плиты, были датированы поздним классическим или эпиклассическим периодом, примерно между 700 и 900 годами нашей эры. Однако есть свидетельства того, что на самом деле плиты могут быть гораздо старше, и что они были присвоены только более поздней культурой.
Хотя раскопанная часть участка еще очень ограничена, обнаруженные свидетельства говорят о том, что он был заселен уже в доклассический период (ок. 1000 г. до н.э. - 250 г. н.э.), а возможно, и гораздо раньше, в период становления мезоамериканской цивилизации.
Согласно информации, опубликованной муниципалитетом Техупилько, самые ранние свидетельства обитания человека в этом районе относятся к 12 000 году до н.э. в виде наскальных рисунков в местечке Куэва-де-лос-Монитос в Сьерра-де-Нанчититла.
В начале 2010-х годов рабочие, копавшие землю для установки громоотвода на вершине еще не раскопанного основания пирамиды, обнаружили неповрежденное погребение, которое впоследствии было датировано 2000 годом до нашей эры. Это почти за 2 000 лет до начала истории этого места. Рядом с захоронением было найдено ожерелье и каменная маска из жадеита исключительной художественной работы, которые сейчас выставлены в музее Сан-Мигель-Икстапан.
Цивилизация, создавшая эти артефакты, полностью неизвестна. Тем не менее, в древности этот регион, безусловно, был важен для производства соли, и эта традиция продолжается до сих пор в многочисленных соляных шахтах и прудах-испарителях, расположенных вдоль крутых базальтовых скал, окаймляющих русло Рио-Акиагуа.
Невероятная масштабная модель - камень Макета
Одним из самых замечательных открытий, сделанных на месте Сан-Мигель-Икстапан, является огромная масштабная модель большого доиспанского города или церемониального центра, содержащего многочисленные пирамиды, площадки для игры в мяч, затопленные площади и монументальные лестницы и платформы. Впервые модель была обнаружена в 1985 году, и именно ее открытие послужило поводом для первых масштабных раскопок на этом месте.
Археологи расходятся во мнениях относительно возраста модели, но консенсус, похоже, сформировался вокруг даты эпиклассического или раннего постклассического периода (примерно 700-1200 гг. н.э.). Модель была высечена из огромного базальтового валуна размером 3 на 4 метра (10 на 13 футов) и похожа на другие архитектурные каменные модели, найденные в Хочикалько в штате Морелос, Пласуэлас в Гуанахуато и Валье-де-Браво, также в штате Мексика.
Если нет сомнений в том, что модель представляет собой большой доколумбовый город исключительного размера и развитости, возникает вопрос: какой город?
Раскопанные участки на месте Сан-Мигель-Икстапан не соответствуют ни одной из архитектурных особенностей каменной модели, что заставило археологов предположить, что модель изображала либо город, который до сих пор потерян, либо город, который еще не был построен.
Возможно также, что модель имела чисто ритуальное назначение и не имела прямого отношения к какому-либо реальному месту, будучи скорее воображаемым или идеализированным представлением священного города или церемониального центра.
Тем не менее, модель, как представляется, предполагает вид монолитной архитектуры, которая находит свои ближайшие параллели в высеченных в скале храмах Малиналько, Акацинго-де-ла-Пьедра, недалеко от Тенансинго, и Тескотцинго, также в центральной Мексике.
Высокоточная мегалитическая каменная кладка в Сан-Мигель-Икстапан
Однако наиболее ярким аспектом участка Сан-Мигель-Икстапан, который привлек внимание первых исследователей и исследователей региона, является его сложная мегалитическая каменная кладка, представленная многочисленными андезитовыми и базальтовыми каменными плитами неизвестного назначения со сложными геометрическими узорами.
В ходе нескольких визитов, проведенных в первые месяцы 2021 года настоящим автором в сопровождении членов исследовательской группы проекта ARX и археолога Виктора Осорио Огаррио, директора археологического комплекса и музея Сан-Мигель-Икстапан, нам удалось идентифицировать и задокументировать более десятка этих мегалитических каменных плит, лишь некоторые из которых уже были описаны предыдущими авторами.
Они обнаружили следующее:
Три андезитовые каменные плиты с геометрической резьбой в церкви Сан-Мигель Икстапан (две в контрфорсах на севере и юге, одна стоит перед церковью за входной аркой).
Одна базальтовая каменная плита без рисунка на одной стороне площади, обращенной к церкви.
Две зеленые каменные плиты в Recinto de las Esculturas археологического комплекса Сан-Мигель Икстапан, частично покрытые лепниной.
Фрагмент большой базальтовой каменной плиты из Хулуапана, ныне хранящейся в музее археологического комплекса Сан-Мигель-Икстапан.
Разбитая базальтовая каменная плита в Ранчо "I" - та самая, которую сфотографировали Вике и Буллингтон в своей статье 1960 года, когда плита была еще цела и лежала на территории Асьенды де Гвадалупе.
Большая неповрежденная базальтовая каменная плита, перевернутая вверх дном, на Ранчо "I", расположенная на небольшом расстоянии от той, о которой уже сообщали Викке и Буллингтон.
Базальтовая каменная плита, стоящая частично погребенной возле разграбленного кургана на Асиенде де Гвадалупе, сфотографированная Вике и Буллингтоном в 1959 году и ныне утраченная.
Две андезитовые каменные плиты без декора и фрагмент другой андезитовой плиты с Т-образным геометрическим декором на Серро-де-ла-Гитарра, выкопанные кладоискателями из соседнего кургана.
Базальтовая каменная плита с геометрической резьбой из поселения Пинзан Морадо (Лос Пинзанес), примерно в 15 км к северо-западу от Сан-Мигель Икстапан, найденная внутри разграбленного кургана и перезахороненная INAH (Мексиканским национальным институтом антропологии и истории).
В дополнение к этим 14 плитам, которые точно известны из района Сан-Мигель-Икстапан, еще 5 известны из рассказов очевидцев и личных сообщений:
Еще две плиты возле Асиенды де Гвадалупе (о них сообщили Вике и Буллингтон на основании рассказов очевидцев, но на момент их посещения они уже были утрачены).
Одна неукрашенная плита в Сан-Франциско Техупилько (Виктор Осорио Огаррио - личное сообщение), возможно, все еще на месте.
Одна плита, извлеченная кладоискателями из разграбленного кургана возле входной арки в город Сан-Мигель-Икстапан, ныне утраченная.
Одна плита, лежащая в русле реки Рио-Акиагуа, вниз по течению от Ранчо "I" (Виктор Осорио Огаррио - личное общение).
Размер плит варьируется от 1,2 метра (4 фута) в длину на 0,9 метра (3 фута) в ширину, до 1,8 метра (6 футов) на 1,6 (5 футов) в ширину, с толщиной от 20 до 60 сантиметров (7,9-23,6 дюйма). Самая большая плита из Ранчо "I", как полагают, весит от 3 до 5 тонн.
Декор состоит из перевернутой Т-образной формы над прямоугольной рамкой с двойным, тройным, а в некоторых случаях даже четверным молдингом вокруг нее. Неизвестно, горизонтально или вертикально должны были быть выставлены плиты, а также не известно, внизу или вверху плиты находилась Т-образная форма.
Предположение о том, что Т-образная форма была перевернутой, основано исключительно на том, что большинство известных плит были найдены с перевернутой Т-образной формой в верхней части и прямоугольной рамкой в нижней. Плиты в Рекинто де лас Эскультурас не соответствуют этому образцу и, похоже, были помещены туда во вторичном использовании.
Плита, найденная перед церковью Сан-Мигель Икстапан, уникальна тем, что содержит два заметных выступа в нижней части перевернутой Т-образной формы.
Символизм пещеры и загадочная Серро-де-ла-Муньека
Что может означать перевернутая Т-образная форма, которая занимает столь видное место в скульптурной традиции Сан-Мигель-Икстапан?
Если оставить в стороне интерпретации, основанные на глифе "ик" майя, который воспринимается как символ ветра и, следовательно, бога Кецалькоатля, то наиболее убедительным объяснением является то, что перевернутая Т-образная форма может означать пещеру, возможно, искусственную пещеру или гробницу.
Почти такой же символ появляется на Карте Куаухтинчана II как изображение священной пещеры и места происхождения. В этом отношении он отличается от других изображений естественных пещер тем, что представляет собой геометрический профиль (возможно, искусственное отверстие, увенчанное перемычкой) и, таким образом, может относиться либо к искусственной пещере, либо к модифицированной естественной пещере.
Этот пещерный символизм, безусловно, очень древний, поскольку он встречается уже в ольмекском искусстве, относящемся к формационному и предклассическому периоду, в частности, в Чалькатцинго, в мексиканском штате Морелос.
Среди народов Мезоамерики пещера считалась физическим воплощением Чикомозтока, легендарного места происхождения. Возможно, она также имела погребальную связь, поскольку в пещеры обычно клали погребальные свертки, а в кодексах они часто изображаются внутри или около устья пещер. Таким образом, перевернутая Т-образная форма может представлять собой символический вход в подземный мир, жилище предков.
Одна из таких искусственно расширенных пещер, возможно, существовала в Серро-де-ла-Муньека, выдающемся рельефе к северу от Сан-Мигель-Икстапан, в направлении которого, по-видимому, были выровнены многие церемониальные пирамиды и платформы в этом месте.
Свидетельство трансокеанского контакта с Южной Америкой?
Стиль каменной кладки, найденной в Сан-Мигель-Икстапане, чрезвычайно точен, с четко очерченными прямыми углами и идеально ровными поверхностями.
Помимо большого сходства с перуанской каменной кладкой (как в Саупа Иглесиа и Баньо де ла Суста в Ольянтайтамбо), как уже отмечали Викке и Буллингтон, монолитные плиты, андезитовые столбы и другие базальтовые и андезитовые архитектурные элементы Сан-Мигель Икстапан вызывают ассоциации с великими археологическими памятниками Тиуанако и Пума Пунку в Боливии.
В настоящее время нет объяснения тому, как именно этот стиль мегалитической каменной кладки, не имеющий аналогов в Мезоамерике, мог попасть из высокогорных районов Перу и Боливии в центральную Мексику, расположенную на расстоянии более 5 000 километров (3 107 миль).
Подобно погребенному Тиуанако, все еще ожидающему надлежащего археологического открытия и признания, только будущие раскопки под толстым слоем аллювиального ила, покрывающего большую часть территории, могут однажды раскрыть истинные масштабы мегалитической архитектуры Сан-Мигель-Икстапан.
Предварительные измерения показывают, что древнее городище было обширным, занимая площадь не менее 3 на 1,5 километра (1,86-0,93 мили), и, возможно, было разрушено в результате природного катаклизма (землетрясения или оползня?), в результате которого большинство сооружений оказались глубоко погребенными под толстым слоем отложений.
Согласно колониальным источникам, район Сан-Мигель-Икстапан был заселен народами, говорящими на языке, отличном от языка науа, который ацтеки называли чонталь, что означает "чужаки" или "иностранцы". Среди этих народов, безусловно, были тараски, также известные как пурупеча, народ, чье точное географическое происхождение давно интригует историков и этнологов.
Последние исследования показывают, что тарасканы могли достичь побережья Мексики из Эквадора или Перу. Это подтверждается существованием тесных торговых связей в доколумбовы времена между западом Мексики и Южной Америкой, а также большим языковым родством между языками кечуа и пурупеча, а также распространением в этой части Мексики типично южноамериканских металлургических технологий.
Вплоть до колониальных времен тараски были известны как искусные мастера по обработке золота, серебра и меди, которые владели оружием и инструментами из металла, не похожими ни на какие другие в Мезоамерике.
Археология Сан-Мигель-Икстапан под угрозой исчезновения
Место Сан-Мигель-Икстапан и его обширные мегалитические остатки сегодня находятся под угрозой урбанизации и разграбления. Одна из самых больших мегалитических каменных плит, сфотографированная Вике и Буллингтоном в 1960 году на территории асьенды де Гвадалупе, была разбита вандалами и охотниками за сокровищами еще в начале 2000-х годов. Многие другие плиты с тех пор исчезли и известны только по рассказам очевидцев.
Весь регион, включающий южную часть штата Мексика и север штата Герреро, является очагом наркоторговли и преступной деятельности, которая также распространяется на торговлю древностями и разграбление археологических памятников. Почти везде можно найти следы ям и траншей, вырытых охотниками за сокровищами, которые систематически разрушают древние памятники в поисках ценных артефактов, которые они могут продать на рынке древностей.
В настоящее время некоммерческая культурная ассоциация ARX Project занимается документированием сохранившихся мегалитических памятников региона, поддерживая безопасный вывоз наиболее подверженных опасности артефактов в местный музей Сан-Мигель-Икстапан, где они могут быть изучены, сохранены и выставлены на всеобщее обозрение.