/ Новости сайта / Наука и Технологии / Якутский базальт помог датировать распад древнего суперконтинента
13.11.2021

Якутский базальт помог датировать распад древнего суперконтинента

Изучив образцы базальта с хребта Сетте-Дабан в Якутии, ученые пришли к выводу, что распад древнего суперконтинента Колумбии мог произойти гораздо раньше, чем считалось. Результаты работы опубликовал научный журнал Scientific Reports, кратко об этом пишет пресс-служба Российского научного фонда.

"Земля переживала и еще переживет не один цикл объединений и распадов суперконтинентов, что влияет на все аспекты эволюции планеты. В эпоху "скучного миллиарда" разделился суперконтинент Колумбия и сформировался суперконтинент Родиния. Когда именно это произошло, до сих пор оставалось открытым вопросом, однако наши данные из восточной части Сибири показывают, что распад Колумбии мог произойти гораздо раньше, чем предполагалось", - рассказал один из авторов работы, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Малышев.

В истории планеты существовали различные периоды магматической и тектонической активности. Последние сопровождались столкновением континентальных блоков, что приводило к формированию мега- и суперконтинентов. Этапы магматической активности же зачастую вызывали раскол суперконтинентов и формирование крупных "изверженных провинций", которые являются основной причиной изменений климата и массовых вымираний.

Временной период в истории Земли 1,9-0,9 млрд лет назад называют "скучным миллиардом" из-за относительного тектонического спокойствия на планете. До недавнего времени этот период считался не только тектонически, но и магматически спокойным. В новой работе Малышев и его коллеги изучили химический состав и радиоизотопный возраст образцов базальта из горного хребта Сетте-Дабан, расположенного в Якутии.

Результаты изотопного анализа пород показали, что их возраст составляет примерно 1,4 млрд лет. Особенности химического состава позволили предположить, что изученные объекты образовались в результате магматического процесса, характерного для траппового вулканизма, при котором на поверхность земли изливается гигантский объем базальтовой магмы. Такие магматические события, как отмечают ученые, сопряжены по времени с растяжением в континентальной коре, что нередко приводит к распаду континентов.

Исследователи пришли к выводу, что на рубеже 1,4 млрд лет назад существовала крупная "изверженная провинция". Этот покрытый базальтовой магмой участок охватывал северную и восточную часть Сибирской платформы и, возможно, простирался на западную часть Фенносарматии. Он мог инициировать процессы горизонтального растяжения (рифтогенеза) на стыке континентов и быть причиной последующего отделения Фенносарматии от Сибирской платформы 1,6-1 млрд лет назад. Впоследствии это привело к расколу существовавшего тогда суперконтинента Колумбии.