Новые исследования показывают, что одежда 8000-летней давности изготавливалась из деревьев
Новые исследования показывают, что люди эпохи неолита в древнем городе Чаталхёйюк использовали для изготовления одежды неожиданный источник волокон - деревья.
Фрагменты одежды, найденные в Чаталхёюке, были сделаны из лубяных волокон дуба, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Antiquity. Авторы новой работы проанализировали одни из самых древних известных тканых материалов в мире, что говорит о неоцененном материале, использовавшемся в каменном веке.
Эта работа впоследствии разрешила давние споры о том, из чего были сделаны ткани в Чаталхёюке - льна или шерсти, поскольку, как показало исследование, они не были сделаны ни из того, ни из другого материала. Лиза Бендер Йоргенсен из Норвежского университета науки и технологии является первым автором исследования.
Чаталхёюк (произносится как ча-тал-хо-ёк) - появивился около 9 000 лет назад на территории современной Турции, он входит в число самых древних поселений в мире. На пике своего развития город каменного века вмещал от 3 500 до 8 000 человек, а его время возникновения в раннем неолите (последний ледниковый период только закончился) стирает границу между культурой охотников-собирателей и появлением земледельческих общин. Более того, Чаталхёюк, несмотря на свою древность, испытывал множество современных проблем, таких как перенаселенность, санитарные проблемы и межличностное насилие.
С момента начала раскопок в Чаталхёюке в 1950-х годах археологи изучили 18 различных слоев отложений. Такие артефакты, как корзины, тонкие веревки, циновки и текстиль, свидетельствуют об утонченности жителей Чаталхёюка, некоторые из которых носили человеческие зубы в качестве украшений. Город прекратил свое существование около 7 950 лет назад по не совсем понятным причинам.
Некоторые из вышеупомянутых текстильных изделий были обнаружены в 1960-х годах. Сразу же возникли споры о том, были ли они льняными (волокна из льна) или шерстяными (волокна из овец и ягнят). Покойный британский археолог Джеймс Меллаарт привел доводы в пользу шерсти, указывая на останки баранов и овец, найденные на месте раскопок (кстати, позже Меллаарта обвинили в продаже артефактов на черном рынке, а после его смерти стало известно, что он сфабриковал доказательства - правда, не в отношении этих тканей). Исследования, проведенные в 1980-х годах, утверждали, что волокна были сделаны из льна, что еще больше усилило дискуссию.
Раскопки в Чаталхёюке продолжались в течение последних нескольких десятилетий, в том числе под руководством Яна Ходдера. Археолог из Стэнфордского университета помог обнаружить новые свидетельства существования текстиля на этом месте, возраст которого, как выяснилось, составляет от 8 500 до 8 700 лет. В последующем исследовании этих тканей участвовали Бендер Йоргенсен и Антуанетта Раст-Эйхер из Бернского университета, последняя из которых является экспертом в определении источника волокон ткани. Используя сканирующий электронный микроскоп, исследователи обнаружили доказательства того, что волокна были сделаны из дубового луба, и что этот луб был получен на месте.
"Эти результаты проливают новый свет на раннее текстильное производство в неолите, предполагая, что древесное лыко играло более значительную роль, чем считалось ранее", - пишут ученые в своей статье.
Волокна баста находятся между слоем коры и древесины деревьев, и обычно их получают из ивы и липы, а также из дуба. Важно отметить, что древесина дуба использовалась при строительстве некоторых жилищ Чаталхёюка.
"В прошлом исследователи в основном игнорировали возможность того, что волокна ткани могли быть чем-то другим, кроме шерсти или льна, но в последнее время другой материал привлекает больше внимания", - сказал Бендер Йоргенсен норвежскому изданию SciTech News, которое сообщает об исследованиях НТНУ. "Волокна баста тысячелетиями использовались для изготовления веревок, ниток, а затем пряжи и ткани".
Этот вывод согласуется с другими доказательствами - или, скорее, с отсутствием доказательств, а именно с почти полным отсутствием семян льна в Чаталхёюке, говорится в статье. Эти люди каменного века, похоже, не выращивали лен и не импортировали его из других мест.
Комментарии 5
-2
Луг
14.11.2021 12:05
[Материал]
Само слово лыко могло произойти от тюркского суффикса лык ,он имеет разные значения ,их описать трудно ,но это усиление смысла и множественность,например возьмём слово берёза ,березлык будет березовый лес.Слово матур - красивый (кстати есть в европейских языках в значении зрелый ,смысл идёт от : зрелый плод с румянцем ,ярко окрашен ,а в тюркских смысл идёт именно от этой яркости.Так вот матур красивый матурлык или матурлыкка - бесконечно красивый.Если вернуться к лыку -это часть луба или коры которая разделяется на бесконечное число нитей и лент .
|
-1
Луг
14.11.2021 10:12
[Материал]
Хотя нет .избушка зайца была именно из коры- луба ,слово палуба - доски ,как раз и говорит об имитации длинных кусков снимаемых с бревна .Есть выражение опалубить дом ,оно используется для бревенчатого дома обитого дощечками как корой.Путаницу вносят слова синонимы из других языков кора это дерево в финском ,но если говорить о материале из чего делают ткань или плетут то по русски это лыко ,содрать его можно и с липы и связа и с сосны.
|
-1
Луг
14.11.2021 09:59
[Материал]
По русски луб называется лыко ,а избушка у зайца конечно же была не из коры ,а из бревен - облупленных от коры деревьев.На это наталкивает и слово палуба - что зненачит не из бревен ,а из досок ( смотри значение приставки па) Одежда из дерева это вискоза . Вообще-то бред ,столько растений дают волокно это может быть и простая трава ,мягкую " шерсть" можно получить из хвои ,другое дело что все растительные ткани могли обрабатывать отварами коры дуба для окрашивания и придания стойкости от гниения.
|