Если инопланетные зонды существуют, сейчас мы способны их обнаружить
Так называемые «зонды фон Неймана» названы в честь математика Джона фон Неймана, который в 1940-х годах впервые предположил возможность существования самовоспроизводящихся машин. Их представляют небиологическими «универсальными ассемблерами», обладающими искусственным интеллектом и способными создавать копии самих себя. Это зонды, которые считаются неизбежным следствием развитой инопланетной цивилизации, возможно, приземляются на астероиды, строят фабрики роботов и снова улетают. Цикл повторяется множество раз, и результатом могут быть миллиарды зондов по всей галактике и / или Вселенной; все они имеют внеземное происхождение. Они могут нести какие-то семена, терраформировать планеты… или убивать. Они могут быть всего в миллиметр в диаметре, почти невидимыми для нас, но при этом присутствовать повсюду.
Такие зонды это чисто теоретическое построение, но, если они действительно существуют, мы скоро их обнаружим, как утверждается научной статье, опубликованной в одном из рецензируемых изданий и одобренной Serbian Astronomical Journal. Ключевой технологией, которая поможет астрономам обнаружить существование — или отсутствие — зондов фон Неймана, является сферический радиотелескоп с пятисотметровой апертурой (FAST) на юго-западе Китая.
Способны ли мы обнаружить зонды фон Неймана?
В статье показано, что FAST может обнаруживать как галактические, так и внегалактические (т.е. не из Млечного Пути) самовоспроизводящиеся зонды с высокой точностью.
В статье автор Заза Османов, астрофизик и зам.декана Свободного университета Тбилиси, Грузия, делает расчёты того, насколько близко к нам должны находиться зонды, излучающие энергию, обнаруживаемую в радиочастотном спектре, чтобы их мог обнаружить радиотелескоп FAST.
В расчетах используется шкала Кардашева для измерения технологического статуса внеземной цивилизации в зависимости от того, сколько энергии у нее есть:
- Тип I (планетарная цивилизация): способность использовать всю энергию, идущую от звезды-хозяина к планете.
- Тип II (звездная цивилизация): развитое общество, использующее всю энергию своей звезды-хозяина, поэтому зонды будут крошечными, тусклыми, но близкими.
- Тип III (галактическая цивилизация): развитое общество, использующее всю энергию своей родительской галактики, поэтому зонды будут немного больше, ярче, но находиться намного дальше.
Могут ли зонды фон Неймана быть видны в радиоспектральном диапазоне? Османов подсчитал, что FAST может пространственно различать зонды от цивилизаций типа II (из других звездных систем) на расстоянии до 5 парсеков (16 световых лет) и от цивилизаций типа III (из других галактик) на расстоянии до 120 мегапарсеков ( 391 миллион световых лет).
Для обнаружения потока зондов — по сути, чтобы увидеть следы их движения — FAST может видеть зонды на расстоянии до 27 килопарсек (88 000 световых лет). Это 85% нашей галактики Млечный Путь. «Соответствующее максимальное расстояние для цивилизаций III типа составляет 1,3 гигапарсека», — говорит Османов. Один гигапарсек это около 3,26 миллиарда световых лет. «Таким образом, FAST — очень многообещающий инструмент для обнаружения зондов фон Неймана, если они действительно существуют».
В поисках внеземного разума
Так действительно ли автор верит в возможное существование зондов фон Неймана?
«Я считаю, что лучшая стратегия поиска внеземного разума (SETI) — это проверить все интересные возможности, используя максимальное количество каналов получения информации», — говорит Османов. «Как ученый, я не могу сказать, существуют ли саморепликаторы, но если они существуют, их наблюдаемые следы настолько специфичны, что обнаружение чего-то подобного будет указывать на их существование». Что, если такие зонды уже достигли Солнечной системы? «Это можно установить, наблюдая за близлежащим космосом, для обнаружения очень специфического поведения в радиоспектральном диапазоне»,
Зонды фон Неймана и парадокс Ферми
Зонды фон Неймана часто рассматриваются как имеющие последствия для парадокса Ферми, ключевой концепции в мире SETI, которая описывает противоречие между высокой вероятностью существования внеземной жизни и тем, что у нас до сих пор полностью отсутствуют какие-либо доказательства её существования.
Если зонды фон Неймана существуют, мы должны знать о них сейчас. Если мы согласимся с тем, что любой высший разум в нашей галактике или даже за ее пределами должен быть способен производить даже простые самовоспроизводящиеся зонды, тогда они должны быть обычным явлением — и мы должны их обнаружить. Так что, если мы не видим никаких зондов фон Неймана, возможно, мы одни во Вселенной, и внеземного разума не существует.
Или же, возможно, цивилизации, способные производить зонды фон Неймана – как и наша собственная цивилизация в ближайшие десятилетия — не живут достаточно долго, чтобы заметить существование друг друга.
Основной инструмент для обнаружения следов других цивилизаций это FAST — это самый большой на данный момент в мире радиотелескоп, преемник рухнувшего в декабре 2020 г. радиотелескопа в Аресибо (Пуэрто-Рико). FAST более мощный по сравнению с Аресибо по ряду параметров – у него поле зрения больше в 1,6 раза и более низкая частота. Аресибо составлял 10 ГГц, а FAST — 3 ГГц.
Похоже, именно этот радиотелескоп расскажет науке многое о быстрых радиовсплесках и пульсарах — а, возможно, если повезет, об инопланетных техно-сигнатурах.