Более 20 судов либо застряли, либо пытаются пробиться через нарастающий слой льда на Северном морском пути
В последние годы в конце октября и начале ноября судоходство вдоль северного побережья России проходило довольно спокойно. Но не в этом году. Большая часть отдаленных арктических вод в конце октября была покрыта морским льдом. И эта ледяная толща быстро становится еще толще и сложнее для навигации.
Ледовые карты показывают, что большая часть моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря покрыта льдом толщиной более 15 см. В восточной части Восточно-Сибирского моря есть участки с толщиной однолетнего льда до 70 см, а также многолетнего льда толщиной 2 метра.
Среди судов, которые сейчас находятся в восточной части маршрута, два нефтяных танкера и значительное количество сухогрузов. Среди последних - три судна, везущие железную руду с канадского острова Милн в Китай, и два судна, везущие железную руду из Мурманска.
Танкеры "Андрей Первозванный" и "Владимир Русанов" доставили нефть в Певек, отдаленный город на побережье Чукотского полуострова. Еще четыре судна все еще пришвартованы в Певеке и могут получить проблемы при выходе из отдаленного порта.
Несколько судов изменили курс, чтобы найти убежище или обойти наиболее сложные участки. Голландское крупнотоннажное судно Poolgracht идет к полуострову Гыдан с грузом для газового проекта "Новатэка" "Арктик СПГ 2" и вынуждено было долго ждать ледокол у пролива Вилькицкого. Сейчас судно идет на запад в составе конвоя в сопровождении атомного ледокола "Таймыр". В этом же конвое находятся суда UHL Flash и UHL Faith. По состоянию на 8 ноября суда вошли в Карское море.
Оба судна компании United Heavy Lift GmbH следуют из Китая и в течение последних двух недель испытывали большие трудности с прохождением ледового пути. Данные о движении судов показывают, что оба судна прошли маршрут зигзагообразно.
Оба судна UHL имеют ледовую классификацию Arc4 и отстают от графика как минимум на две недели. Первоначально судно UHL Flash должно было прибыть в Роттердам 1 ноября.
Третье судно этой судоходной компании, UHL Fusion, сейчас находится в изоляции в водах к северу от Ново-Сибирских островов.
Верфь не ответила на просьбу прокомментировать ситуацию.
Примерно в 500 км к востоку от UHL Fusion находится новый сухогруз Nordic Nuluujaak, который перевозит руду с канадского острова Милн. Судно плывет вместе с судном "Голден Суек". Рядом находятся еще два рудовоза, Nordic Quinngua и Golden Pearl.
Еще один сухогруз, "Адмирал Шмидт", сейчас ожидает помощи ледокола, чтобы преодолеть толстый лед к югу от острова Врангеля. На другой стороне ледяного пролива находится финское судно Kumpula. Финский судовладелец ESL Shipping не ответил на просьбу о комментарии к этой статье.
Несколько судов, находящихся в этом районе, в конечном итоге могут оказаться нарушителями российских правил судоходства. У большинства из них нет разрешения на плавание в толще морского льда без помощи ледокола. И, по крайней мере, одно из судов также собирается превысить свой лимит времени на маршруте. Нефтяной танкер "Андрей Первозванный" имеет разрешение на плавание в этом районе только до 9 ноября.
В худшем случае некоторые из судов в конечном итоге могут быть вынуждены провести в этом районе несколько недель и месяцев. Зимой 2017 года три судна были вынуждены провести почти всю зиму в ледовом плену в Певеке. Лед в этом районе был слишком толстым, чтобы они могли освободиться, а атомные ледоколы Росатомфлота были заняты на других участках Северного морского пути.
Сегодня на просторах моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря находится только один атомный ледокол. Вайгач" в начале ноября сопроводил несколько судов в Певек и с тех пор находится в этом районе. По состоянию на 8 ноября ледокол занят оказанием помощи судам "Андрей Первозванный" и "Владимир Русанов" в восточной части Восточно-Сибирского моря.
Корабль "Таймыр" занимается проводкой судов через ледяной пролив Вилькицкого.
Оба ледокола предназначены для работы на мелководье и обычно используются в основном в районе Обской губы и Енисейского залива.
Между тем, самый новый и самый мощный из российских ледоколов "Арктика" все еще пришвартован в Санкт-Петербурге, где он проходит техническое перевооружение. Ледоколы "Ямал" и "50 лет Победы" пришвартованы в Мурманске.
Сложные условия судоходства наблюдаются, несмотря на необычайно теплую погоду в октябре. По данным Росгидромета, российской метеорологической службы, месяц был намного теплее нормы, а температурные карты показывают, что в основных районах арктического побережья России было на 2-4° С теплее нормы.
Однако в регионе наблюдались сильные ветры. По информации Администрации Северного морского пути, в первую неделю ноября в этом районе бушевали штормы со шквалами до 30 м/с.
Сложные условия с морским льдом вызывают тревогу у российских властей, которые продвигают Северный морской путь как будущую альтернативу Суэцкому каналу. Уже к зиме 2023-2024 годов по маршруту должно быть организовано круглогодичное коммерческое судоходство, а объемы грузов планируется увеличить до 150 миллионов тонн уже к 2030 году.