Таинственные петроглифы, вырезанные в пустынях Катара
В пустынном и продуваемом всеми ветрами уголке северо-восточного побережья Катара, среди песчаных дюн бесплодной пустыни, находится Аль-Джассасия, крупнейшее и самое важное место наскальной живописи в стране Персидского залива.
Здесь люди много веков назад использовали ряд низменных известняковых обнажений в качестве холста, на котором они вырезали символы, образы и предметы, которые наблюдали в окружающей среде.
В общей сложности археологи обнаружили в Аль-Джассасии около 900 наскальных рисунков, или "петроглифов". В основном это загадочные знаки в виде кругов, расположенных в виде различных узоров, а также привлекающие внимание изображения парусных кораблей, которые видны только с высоты птичьего полета, но также изображенных в линейном профиле, среди других символов и знаков.
"Хотя наскальные рисунки широко распространены на Аравийском полуострове, некоторые из них в Аль-Джассасии уникальны и не встречаются больше нигде", - сказал CNN Ферхан Сакал, руководитель отдела раскопок и управления объектами Музеев Катара, говоря о петроглифах кораблей, видимых с высоты птичьего полета.
"Эти рисунки представляют собой высокую степень креативности и наблюдательности со стороны художников, которые их делали", - сказал он. "А также абстрактного мышления, поскольку они не могли видеть доу (традиционный корабль) сверху".
В Катаре насчитывается около 12 примечательных петроглифов, расположенных в основном вдоль побережья страны, хотя некоторые наскальные рисунки можно увидеть даже в самом центре Дохи, в районе Аль-Бидда Пар, с видом на Корниш, популярный набережный проспект.
Аль-Джассасия, расположенная примерно в часе езды к северу от суперсовременной столицы Катара и недалеко от старого жемчужного порта Аль-Хувайла, была обнаружена в 1957 году. В течение шести недель в конце 1973 и начале 1974 года датская команда под руководством археолога Хольгера Капеля и его сына Ханса Капеля проводила исследование, в ходе которого тщательно каталогизировала весь объект в фотографиях и рисунках.
Из всех задокументированных одиночных фигур и композиций более трети составляют круги различных конфигураций, форм и размеров.
Наиболее заметный рисунок включает два параллельных ряда из семи отверстий, что наводит некоторых на мысль, что они использовались для игры в манкалу - настольную игру, популярную во многих частях мира с древности, в которой два участника бросают в углубления четное и нечетное количество мелких камней. Другие оспаривают эту теорию, указывая на то, что некоторые из отверстий в Аль-Джассасии слишком малы, чтобы в них поместились камни, а другие находятся на склонах - непрактичный выбор, который мог бы привести к выпадению камней.
Среди других предположений - использование чашечных образований для гадания, сортировки и хранения жемчуга или в качестве систем для вычисления времени и приливов.
Теория игр
Так для чего же они на самом деле были нужны и что они означают? "На этот вопрос очень трудно ответить", - признал Сакал, который также не поддерживает теорию настольных игр. "У нас нет прямых указаний на мотивы, использованные в Аль-Джассасии", - сказал он.
"По моему мнению, они могут иметь ритуальное значение и функцию, которая очень древняя, так что ее нельзя объяснить этнографически". Но насколько древняя? "Мы действительно не знаем", - признал Сакал, объяснив, что петроглифы - и наскальное искусство в целом - очень сложно датировать.
"Существуют гипотезы о возрасте, начиная с неолита и заканчивая поздним исламом", - добавил он. "Я лично думаю, что не все наскальные рисунки были сделаны в одно и то же время".
Хотя эксперты не могут с уверенностью сказать, когда и кем были созданы петроглифы Аль-Джассасии, все они сходятся во мнении, что наиболее интересными - и необычными - являются рисунки лодок.
Эти творения предоставляют важную информацию о типах судов, использовавшихся в процветающих рыболовных и жемчужных промыслах (на протяжении веков являвшихся основой экономики Катара), а также об их различных элементах.
Большинство лодок, видимых сверху, обычно имеют форму рыбы с заостренными кормами и рядами весел, вырезанных заостренным металлическим инструментом. Они содержат несколько деталей, таких как пересекающиеся ребра и отверстия, вероятно, показывающие размещение мачт и форштевней. В некоторых случаях длинная линия от кормы изображает канат, заканчивающийся либо традиционным арабским якорем (треугольный каменный якорь с двумя отверстиями), либо европейским (металлический якорь с длинным хвостовиком и двумя изогнутыми рукоятками, впервые использованный в этом регионе около семи веков назад).
Путешествие в загробный мир
"На некоторых лодках весла расположены не параллельно, как это должно быть при гребле, а направлены в разные стороны", - пишут Фрэнсис Гиллеспи и Фейсал Абдулла Аль-Наими в книге "Сокрытое в песках: Uncovering Qatar's Past". "Так они выглядели, когда лодки стояли на якоре на жемчужных отмелях, а весла оставались на месте, чтобы ныряльщики могли цепляться за них и отдыхать при каждом всплытии". Эксперты говорят, что они могут только предполагать, почему в Аль-Джассасии такая высокая концентрация изображений кораблей по сравнению с другими прибрежными петроглифическими объектами в Катаре.
"Корабли играли важную роль в верованиях древних народов, которые рассматривали их как символическое средство перехода из этого мира в другой", - отмечают Гиллеспи и Аль-Наими.
"И вавилоняне, и древние египтяне верили, что умершие попадают в загробный мир на корабле. Греческие мифы рассказывали о паромщике Хароне, который перевозил души умерших через реку Стикс в подземный мир. Возможно, самые древние изображения кораблей - это отголоски народной памяти, уходящей далеко в доисторические времена".