/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые выяснили, как гравитация Луны и Солнца влияет на поведение животных и растений
13.01.2022

Ритмы деятельности всех биологических организмов, как растений, так и животных, тесно связаны с гравитационными взаимодействиями в системе Солнце — Земля — Луна. Об этом говорит метаанализ ряда исследований, проведенный Криштиано де Мелло Галлепом из бразильского Университета Кампинаса и Даниэлем Робертом из британского Бристольского университета. Статья об этом опубликована в Journal of Experimental Botany.

«Все на Земле, и живое, и неживое, испытывает воздействие гравитационных сил со стороны Солнца и Луны хотя бы в виде приливов и отливов. Периодические колебания имеют два суточных цикла и модулируются ежемесячно и ежегодно движениями этих двух небесных тел. Все организмы на планете развивались в этом контексте. В своей статье мы стремились показать, что гравитационные приливы — это ощутимая и деятельная сила, которая всегда формировала ритмический рисунок поведения этих организмов», — объясняет Криштиано де Мелло Галлеп.

Новое исследование представляет собой как обширный обзор литературы, так и метаанализ данных из трех ранее опубликованных работ, в которых гравитационная причинность не была до конца прослежена. Они посвящены плавательной активности изопод, мелких беспанцирных ракообразных, которые появились на Земле как минимум 300 млн лет назад; репродуктивному поведению кораллов; и, наконец, модуляции роста подсолнечника при применении автолюминесценции. В последнем случае исследователи анализировали результаты собственных исследований, а также данные из литературы.

Хотя совокупные гравитационные эффекты от Солнца и Луны соответствуют лишь одной миллионной земной гравитации, их хватает не только для того, чтобы вызвать крупномасштабные приливно-отливные процессы в океанах, реках и озерах, но и чтобы сдвигать тектонические плиты. Причем гравитационные циклы влияют не только на простейшие организмы. Научные исследования показали, что люди, находящиеся в темноте, склонны устанавливать режим продолжительностью 24,4-24,8 часа, коррелирующий с лунным циклом. Эта тенденция была также отмечена у спелеологов, которые проводят длительное время в пещерах. Подобный цикл обусловливает чередование сна и бодрствования, определяет время приема пищи и другие метаболические процессы.