/ Новости сайта / Космос / Астрономы открыли второй гигантский экзоспутник
14.01.2022

Астрономы открыли второй гигантский экзоспутник

Планетологи получили первые однозначные свидетельства того, что вокруг экзопланеты Kepler-1708b вращается гигантский спутник: он примерно в 2,6 раза больше Земли. Это второй объект такого рода, найденный за пределами Солнечной системы. Описание находки опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

"Астрономы открыли уже более 10 тыс. экзопланет. При этом поиски экзоспутников пока остаются сложной задачей из-за низкой чувствительности телескопов. Поэтому неудивительно, что первыми мы нашли столь необычные спутники, как Kepler-1625b-i и Kepler-1708b-i, так как их гораздо проще обнаружить из-за их гигантских размеров", – рассказал один из авторов статьи, профессор Колумбийского университета (США) Дэвид Киппинг.

Экзоспутниками ученые называют спутники планет, которые находятся вне Солнечной системы. Первый такой объект – Kepler-1625b-i – Киппинг и его коллега Алекс Тичи нашли в июле 2017 года. Этот экзоспутник вращается вокруг крупного газового гиганта Kepler-1625b, расположенного в созвездии Лебедя на расстоянии в 8 тыс. световых лет от Земли. По размерам Kepler-1625b сопоставимы с Нептуном или Сатурном.

После этого Киппинг и его коллеги начали искать подобные объекты систематически. Для этого ученые проанализировали данные орбитальных телескопов Kepler и TESS, а также некоторых наземных телескопов. Объектами внимания астрономов стали 70 особенно крупных и при этом холодных экзопланет, которые открыли в последние десять лет.

Несмотря на затраченные усилия, ученым не удалось найти следы существования экзоспутников в окрестностях ни одной из этих планет, кроме Kepler-1708b – газового гиганта размером с Сатурн, который вращается вокруг звезды Kepler-1708. Данное светило представляет собой близкий аналог Солнца, который расположен в созвездии Лебедя на расстоянии в 5,5 тыс световых лет от Земли.

Ученые проанализировали несколько тысяч фотографий этого светила и пришли к выводу, что вокруг планеты Kepler-1708b вращается еще один крупный объект, экзолуна Kepler-1708b-i. Ее точные размеры и массу пока сложно определить, однако ученые предполагают, что открытая ими экзолуна примерно в 2,6 раза крупнее Земли.

Киппинг и его коллеги надеются, что дальнейшие наблюдения при помощи Hubble и недавно запущенного телескопа James Webb помогут подтвердить существование этой экзоспутника, а также понять, является ли она необычно крупной каменистой планетой или уменьшенной копией Нептуна. Понимание этого поможет приблизиться к пониманию того, как столь крупные объекты становятся спутниками газовых гигантов, подытожили ученые.