Летопись на коже: зачем древние люди наносили на тело татуировки и что они означают?
Желание раскрашивать собственное тело – привычный культурный феномен всех народов и цивилизаций. Конкретные формы украшения и лежащие в их основе мотивы варьируются в зависимости от региона, культуры и эпохи. О чем же могут поведать богатство и разнообразие татуировок, обнаруженных на древних останках?
Самые древние татуировки
Сегодня самые ранние известные татуировки можно обнаружить на теле естественно сохранившейся мумии, известной как «ледяной человек Этци». Замороженную мумию нашли в районе итало-австрийской границы в 1991 году, и считается, что ей около 5200 лет.
На мумии мужчины, которого назвали Этци, более 60 различных татуировок, включая точки, маленькие крестики и прямые линии. Распределение этих татуировок поначалу кажется случайным. Например, есть несколько точек и крестов на нижней части позвоночника, несколько прямых линий над почками и параллельные линии на лодыжках.
Татуировка в виде креста на теле Этци
Татуировки Этци, скорее всего, имели терапевтическую функцию, поскольку области, на которые их нанесли, соответствуют застарелым ранам или ревматическим болям. Вероятно, целитель медно-каменного века, который лечил Этци, делал надрезы на коже поверх болевшего участка тела, помещал в раны лекарственные травы, а затем прижигал их острием нагретого металлического инструмента. Подобный метод лечения ревматических болей и артрита веками применяли берберы горных районов Северной Африки. Если татуировки Этци действительно были терапевтическими, они могут представлять собой самое раннее свидетельство акупунктуры.
Татуировки на теле ледяного человека
Египетские татуировки
Другой пример использования татуировок древними людьми можно найти в древнеегипетской культуре. Тело и конечности некоторых женских статуэток, датируемых примерно 4000-3500 годами до нашей эры, украшены татуировками. Некоторые женщины, изображенные на сценах гробниц, тоже имели татуировки. Лучшее свидетельство об использовании татуировок в Древнем Египте — несколько женских мумий, датированных примерно 2000 годом до нашей эры. До открытия Этци это были самые ранние известные татуировки на человеческих телах.
«Рисунки» присутствуют на животах этих мумий, верхней части бедер и груди, поэтому некоторые исследователи предположили, что татуировки были знаком, характерным для проституток. Другие ученые считают, что они предназначались для защиты женщин от венерических заболеваний. Кроме того, татуировки могли служить формой магической защиты во время беременности и родов. Последняя точка зрения подтверждается, например, тем фактом, что на верхней части бедер мумий есть маленькие изображения бога Беса (Бесу, Беза), который считался покровителем рожениц.
В пользу последней гипотезы говорят и татуировки на теле жриц богини Хатхор, которая в том числе отвечала за плодородие. У них рисунки расположены в верхней лобковой области, нижней и верхней областях живота и чуть ниже правой груди. У жрицы также имелись татуировки чуть выше локтевого сустава и на левом плече, а еще на бедрах. Большинство этих татуировок имеют форму черточек, точек и концентрических кругов. По большей своей части они защищали репродуктивные органы.
Половой акт, беременность и роды — три части неразрывного цикла. Последняя часть — роды — была для древних женщин танцем со смертью, который довольно часто отправлял их в путешествие в загробную жизнь. Поэтому татуировки выступают еще одним свидетельством того, что древние люди обладали сложными знаниями в области акупрессуры и нервных путей в человеческом теле. Возможно, рисунки использовали для обезболивания во время родов или их стимуляции в попытке обеспечить более безопасный процесс. Точечный массаж до сих пор применяют во время родов, и несколько современных медицинских исследований показали, что он полезен для избавления от боли.
Татуировки на теле жрицы
Древнекитайская и японская татуировка
В некоторых частях Древнего мира татуировки служили не защитными амулетами, а знаками стыда и унижения. В Древнем Китае и Японии, например, лица тех, кто совершал определенные преступления, клеймили таким образом.
Согласно учению Конфуция, в древнем Китае тело рассматривалось как родительский дар. Учитывая то значение, которое Конфуций придавал почитанию и уважению предков и родителей, любое сознательное увечье тела, включая татуировку, воспринималось как варварство и неуважение к предкам. Поскольку татуировки оставались на всю жизнь, «помеченные» преступники несли на себе пожизненную кару: узоры на коже навсегда отодвигали их на задворки общества.
Татуировки Таримских мумий
В начале ХХ века в различных местах Таримской пустыни в Синьцзяне (Китай) нашли несколько сотен мумий. Их возраст датируется примерно 2000-1800 годами до нашей эры. Часть этих людей имели кавказское происхождение, а их погребальный инвентарь предполагает, что умершие были торговцами текстилем и, возможно, изделиями из кожи.
Многие мумии татуированы: например, на лице одной из женщин изображены полумесяцы и овалы. Лунные рисунки наводят на мысль о поклонении богине Луны, которая присутствует во многих культурах, а наличие татуировок на лице говорит, что, независимо от значения, рисунки были важны для женщины, поскольку она решила нанести их там, где почти не могла скрыть, и они служили опознавательным знаком для окружающих. Интересно, что у другой мумии присутствуют татуировки в виде Солнца на висках: Солнце часто представляет мужского бога, поэтому вполне возможно, что эти два человека исполняли какие-то религиозные функции.
Пазырыкское великолепие
Пазырыкские племена проживали в горах Алтая в Сибири, к югу от современного Новосибирска. Они были кочевниками-скотоводами, путешествующими на лошадях и торговавшими с купцами в Китае, Индии и Персии. Большая часть прекрасно сохранившихся артефактов их культуры, а также мумии людей обнаружили в гробницах, в которые в древности вода просачивалась и замерзала, заключая погребальные предметы в лед, который оставался нетронутым в вечной мерзлоте до момента раскопок гробниц. Отечественные исследователи поэтично именуют представителей пазырыкской культуры «всадниками, спящими во льдах».
Мумифицированные останки с татуировками принадлежат представителям пазырыкского племени железного века (600–300 годы до нашей эры). Исследователи предполагают, что кочевники использовали рисунки для идентификации личности и, возможно, чтобы духи предков могли идентифицировать соплеменника в загробной жизни. Сложность и детали их татуировок ошеломляют.
Самая потрясающая находка – останки двух людей. Первый, скорее всего, был вождем племени. Считается, что на момент смерти этому человеку было около 50 лет. На тех участках останков, которые не были тронуты разложением, отчетливо видны татуировки: вероятно, их нанесли тонкими иглами для вышивания. Многие из рисунков на теле вождя изображали зверей, в том числе осла, горного барана, козу, рыбу, чудовище и четырех баранов, а также двух оленей с длинными рогами, неопознанного хищника на правой руке, двух зверей, похожих на грифонов. Еще три поврежденных изображения, как полагают, были двумя оленями и горой. Многие образы переплетаются. У вождя также было несколько маленьких круглых татуировок возле позвоночника, которые, возможно, сделали в терапевтических целях, как у Этци.
Пазырыкская татуировка в виде стилизованного оленя
Вторые останки принадлежат женщине — Ледяной Деве, также известной как Алтайская дева или принцесса Укок. Ее похоронили в деревянной гробнице с шестью лошадьми. Женщина была моложе вождя, у нее была обрита голова, но она носила парик и головной убор. Татуировки тоже покрывают тело Ледяной Девы: среди них встречаются рисунки диких зверей и домашних животных. Считается, что разные звери и изображения использовались для определения места человека в обществе. Это одни из самых сложных древних татуировок на сегодня. На самом деле, их дизайн настолько впечатляет, что даже многие наши современники носят на свои тела татуировки древнего пазырыкского племени.
Современное подражание пазырыкским татуировкам
Фракийцы, греки, римляне, бритты
Фракийское государство существовало бок о бок с греко-римским миром на территории современной Восточной Македонии, юго-востока Болгарии и в некоторых частях Турции. Изображения фракийских женщин с татуировками появляются на греческих краснофигурных вазах.
Люк Рено, историк искусства, предполагает, что во Фракии татуировка использовалась для украшения девушки добрачного возраста, так как за невесту платили выкуп. В этом заключается отличие от классической греческой и римской систем, в которых семья невесты давала приданое семье жениха.
Изображения женщин на классических вазах (около 500 года до нашей эры) дают визуальное представление о геометрических и фигуративных татуировках фракийских женщин: зигзаги, точки, линии, меандры, шахматные узоры, спирали, узоры спиральных лестниц, фигурки животных, полумесяцы, лучезарные солнца и декорированные розетки. Татуировки наносили на руки, ноги, щиколотки, грудь, шею и подбородок. Иногда руки или ноги были полностью покрыты узорами.
Фракийская девушка с татуировками на руках и ногах
Керамический осколок с изображением татуированной женщины
Персы, греки, а позже и римляне использовали татуировки в качестве отметки владения, то есть нательные рисунки служили попросту клеймом. Согласно греческому историку Геродоту, фиванцы, сдавшиеся персам при Фермопилах, были заклеймены татуировками. Это делало невозможным для беглого раба остаться незамеченным — он был бы немедленно распознан по отметкам на коже. Такой тип клеймения был запрещен в начале IV века нашей эры из-за давления христианской церкви: тогда считалось, что татуировки уродуют человеческое тело, созданное по образу и подобию Божьему.
Среди греков и римлян использование татуировок — или «стигматов», как их тогда называли, — по-видимому, применялось в качестве средства обозначения кого-либо как «принадлежащего» к религиозной секте. Поэтому весьма любопытно, что во времена Птолемеев, когда Египтом правила династия македонских греческих монархов, фараону Птолемею IV (221–205 годы до нашей эры) сделали татуировку в виде листьев плюща, символизирующую его преданность Дионису — греческому богу вина и покровителю династии Птолемеев. Мода на татуировки была принята римскими солдатами и распространилась по Римской империи.
Легендарные предания древних бриттов также предполагают, что их вожди были татуированы изображениями различных зверей. Одно северное племя, жившее на Британских островах, римляне называли «пиктами», буквально — «раскрашенный народ».
За океаном
В культуре индейцев моче, существовавшей с I по VIII век нашей эры на побережье Перу, тоже активно использовались татуировки.
В 2006 году ученые обнаружили татуированную мумию, которую впоследствии назвали Леди Као. Эта была молодая девушка примерно 25 лет, которая скончалась, вероятно, от осложнения при родах. Моче намеренно не мумифицировали мертвецов, но условия для высыхания тела сложились сами собой и сохранили леди Као ее замысловатые татуировки.
Скорее всего, только обладавшие самым высоким статусом в социальной иерархии представители племени имели право носить татуировки. Вероятно, изображения представляли и укрепляли связь людей с божествами посредством симпатической магии (основана на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте, якобы образуют друг с другом сверхъестественную связь). Татуировки Леди Као – змеи, крабы и пауки, все животные, связанные с пантеоном божественных существ Моче. Их присутствие еще больше связывало девушку с миром сверхъестественного и, вероятно, увеличивало силу среди соплеменников; божественное буквально обитало на коже молодой женщины.
Татуировки на руке Леди Као
Помимо культуры моче, татуировки встречаются на мумифицированных останках некоторых древних доколумбовых культур Перу и Чили, которые часто воспроизводят одни и те же богато украшенные изображения стилизованных животных и широкий спектр символов, встречающихся в их текстильных и керамических изделиях. У одной потрясающей женской фигурки культуры Наска есть огромная татуировка, начинающаяся в верхней части тела, тянущаяся через живот и простирающаяся до гениталий: предположительно, она связана с деторождением. На сохранившихся мумифицированных останках татуировки присутствуют на туловищах, верхних конечностях и больших пальцах рук, иногда встречаются рисунки на лице.
Обширные татуировки лица и тела распространены среди коренных американцев: рисунки находили на мумифицированных телах группы из шести гренландских женщин племени инуитов. Мумии, просвеченные в инфракрасном диапазоне, показали, что у пяти женщин были татуировки в виде линии, проходящей над бровями, вдоль щек и в некоторых случаях с серией линий на подбородке. Другая татуированная женская мумия, датированная 1000 годом нашей эры и найденная на острове Святого Лаврентия в Беринговом море, имела татуировки, состоящие из точек и линий, но они ограничивались лишь руками и ладонями.
Инуиты, как и многие их соседи, считали, что тела населены множеством духов, каждый из которых проживает в определенной области Поэтому их зачастую татуировали, чтобы защитить духов, а заодно части тела от тлетворного влияния враждебных сил и магии.
***
Неудивительно, что исследователи никогда не игнорируют татуировки, даже, если они были простым украшением. Ведь когда древний свободный человек решал украсить тело татуировкой, он делал непростой выбор — выбирал вечное изменение и вечное преображение, поскольку намеревался унести татуировку с собой в загробный мир. Другими словами, это было очень серьезное решение, которое нельзя было принимать легкомысленно или необдуманно.