Древняя перуанская империя добавляла галлюциногены в пиво из политических соображений
Древняя империя Вари в Перу, возможно, использовала галлюциногенное пиво для привлечения сторонников на новых территориях.
Остатки большого пиршества, найденные на одном из форпостов Вари в девятом веке нашей эры, позволяют предположить, что семена психоактивного растения под названием вилька (Anadenanthera colubrina) когда-то смешивали с чича - пивом из плодов перуанского перечного дерева (Schinus molle), чтобы создать довольно... особенный напиток.
Этот напиток, вероятно, вызывал психоделическое состояние у гостей, среди которых, как предполагают археологи, были и простолюдины из этого региона.
Такое эгалитарное распределение галлюциногенов вряд ли имело место в более ранние доколумбовы периоды, когда элита придерживалась психоактивных веществ как средства идентификации с более духовным авторитетом.
К эпохе "позднего горизонта" империи Вари психотропные вещества больше не использовались для идентификации политической элиты. Это означает, что в какой-то момент галлюциногены преодолели значительный классовый разрыв.
Авторы нового исследования предполагают возможную причину: сочетая галлюциноген с алкоголем, вожди вари, возможно, пытались привлечь на свою сторону новых подданных в местечке Килькакампа.
Семена вилки, найденные здесь, на юге Перу, были ценным ресурсом во времена вари, их находили на деревьях, которые росли в 400 километрах (250 миль) от этого места, глубоко в горах. Как таковые, эти семена были доступны в основном политическим или религиозным лидерам, у которых были средства, чтобы заказывать экспедиции по сбору урожая.
Исследователи отмечают, что по мере расширения империи Вари в их архитектуре все чаще появлялись пиршественные помещения, подчеркивающие гостеприимство хозяев.
Хотя было доказано, что в меню присутствовало мощное пиво, приготовленное из перца (также известного как плоды молле), добавление вилки было лишь предположением. Составив карту распространения ботанических образцов molle и vilca, команда смогла доказать, что vilca использовалась вне традиционных социальных границ.
Совместное использование психоделического вещества было бы расчетливым решением с их стороны. Духовные и общинные чувства, вызываемые напитком, могли быть использованы для распространения нового религиозного порядка или для создания чувства сплоченности.
"Однако этот опыт не мог быть воспринят гостями, у которых не было доступа к импортируемым семенам вилки и знаний о способах приготовления напитка", - пишут авторы.
Таким образом, семена вилки могли быть мощным инструментом убеждения, обеспечивающим влияние империи Вари по мере ее расширения на новые земли.
Вместо того, чтобы размалывать семена и нюхать их (предпочтительный способ употребления для элиты Вари), археологи считают, что простолюдинам предлагали семена в чиче, которая, как утверждается, содержит соединения, которые могли усилить психотропный эффект.
Некоторые сосуды для пива на других объектах Уари в Перу на самом деле изображены со стручками вилки, что говорит о том, что это было распространенной практикой и в других местах империи.
Позже, когда империя инков появилась на сцене около 1450 года н.э., семена вилки, похоже, перестали использоваться в качестве политического инструмента, хотя их продолжали курить в регионе в течение тысячелетия. Но пиво оставалось на месте.
Археологические данные свидетельствуют о том, что вожди инков устраивали пиры с большим количеством чичи, чтобы придать общине бодрости. Возможно, они придерживались иной стратегии, чем империя Вари, которая начала разрушаться около 800 года н.э..
Как бы они ни старались, похоже, никакое количество семян вилки не смогло спасти цивилизацию.
Исследование было опубликовано в журнале Antiquity.