/ Новости сайта / Наука и Технологии / Анемия у астронавтов может стать проблемой для космических полетов
15.01.2022

Анемия у астронавтов может стать проблемой для космических полетов

Следующим "гигантским скачком" для человека может стать полет на Марс, но наличие достаточного количества переносящих кислород красных кровяных телец для этого путешествия может стать проблемой, говорится в новом исследовании.

По словам исследователей, даже космическим туристам, собирающимся в короткое путешествие, придется остаться дома, если они подвержены риску анемии, или дефициту красных кровяных телец.

Известно, что у астронавтов бывает "космическая анемия", но до сих пор считалось, что она носит временный характер. В одном из исследований НАСА она была названа "15-дневным недомоганием".

Врачи объяснили ее разрушением красных кровяных телец, или гемолизом, в результате смещения жидкости в организме астронавтов при адаптации к невесомости и повторной адаптации к гравитации.

На самом деле, анемия - это "основной эффект полета в космос", - сказал доктор Гай Трудель из Университета Оттавы, который возглавлял исследование 14 астронавтов, финансируемое Канадским космическим агентством. "Пока вы находитесь в космосе, вы разрушаете больше клеток крови, чем производите".

В норме организм разрушает и заменяет около 2 миллионов красных кровяных телец в секунду. Команда Труделя обнаружила, что организм астронавтов разрушает 3 миллиона красных кровяных телец в секунду во время их шестимесячных миссий.

"Мы думали, что знаем о космической анемии, а оказалось, что нет", - сказал Трудель.

Астронавты вырабатывали дополнительные красные клетки, чтобы компенсировать разрушенные. Но, спрашивает Трудель, как долго организм сможет постоянно вырабатывать на 50% больше красных клеток? По оценкам НАСА, полет на Марс в оба конца займет около двух лет.

"Если вы летите на Марс и... не можете справиться" с необходимостью производить все эти дополнительные красные кровяные тельца, "у вас могут возникнуть серьезные проблемы", - сказал Трудел.

В космосе меньшее количество эритроцитов не является проблемой, когда тело находится в невесомости, добавил он. Но после приземления на Землю и, возможно, на другие планеты, анемия может повлиять на энергию, выносливость и силу астронавтов.

Через год после возвращения на Землю эритроциты в крови астронавтов не полностью вернулись к предполетному уровню, сообщила его команда в пятницу в журнале Nature Medicine.

Трудель также изучает влияние неподвижности на пациентов, прикованных к постели на несколько недель или месяцев.

По его словам, новые результаты похожи на то, что он видит у своих пациентов, что позволяет предположить, что то, что происходит в космосе, может происходить и у обездвиженных пациентов.

"Решение для одного может быть применимо и к другому", - сказал он.

Сулеха Ананд, которая изучает физиологию человека в Государственном университете Сан-Хосе и не принимала участия в исследовании, согласилась с ним.

"Полученные результаты имеют значение для понимания физиологических последствий космического полета и анемии у пациентов на земле", - сказала она.

Команда Труделя изучает пути решения этой проблемы, сказал он.