"Волшебная глина украденная с небес" помогла древним китайцам спастись от Великого потопа
Культура Эрлитоу относится к раннему бронзовому веку и существовала в районе долины Желтой реки в древнем Китае. Культура была названа в честь деревни, обнаруженной в центральной китайской провинции Хэнань в 1959 году.
Помимо поселения Эрлитоу, другие поселения, относящиеся к этой культуре, были обнаружены в Хэнани, Шаньси, Шэньси и Хубэй. Китайские археологи приравнивают культуру Эрлитоу к династии Ся, легендарной первой императорской династии Китая.
Городище Эрлитоу находится в округе Янши провинции Хэнань, центральный Китай. Это место, обнаруженное только в 1959 году, получило свое название от близлежащей современной деревни. В целом, китайские ученые придерживаются мнения, что Эрлитоу является местом расположения Чжэньсюня, последней столицы династии Ся. Кроме того, китайские ученые считают, что культура Эрлитоу и династия Ся - это одно и то же.
Согласно китайской легенде, династия Ся была первой императорской династией Китая. Считается, что эта династия просуществовала примерно с 2070 по 1600 год до нашей эры. Согласно историческим документам, которые были написаны в более поздние времена об этой династии, Ся основали свое царство на берегах Желтой реки. Кроме того, существовало 11 крупных кланов, которые платили дань и обещали свою верность Ся.
Основателем династии Ся является легендарная личность, известная как Юй Великий, который предположительно жил между 22 и 21 веками до нашей эры. Самая известная легенда о Юе - та, в которой он управляет разрушительным наводнением, известным как Великий потоп. Однако история начинается не с самого Юя, а с его отца, Гуна.
Согласно легенде, Великий потоп произошел во время правления императора Яо, одного из трех государей и пяти императоров. Великий потоп затронул долины Желтой реки и реки Янцзы, причинив людям много страданий.
По совету "Четырех гор", группы советников Яо, император поручил задачу по борьбе с Великим потопом Гуну. Чтобы остановить потоп и не допустить дальнейшего разрушения, Гунь решил построить дамбы. Гуню удалось похитить с небес волшебную глину. Эта глина была способна постоянно расти и никогда не могла быть израсходована, тем самым обеспечивая Гуна неиссякаемым источником сырья для строительства дамб.
Согласно одной из версий легенды, кража волшебной глины разгневала Шанди, верховное божество китайского пантеона, который приказал казнить Гуна. Далее в легенде говорится, что через три года после смерти Гуна его тело было найдено чудом сохранившимся. Когда его раскололи, на свет появился его сын Юй.
Другая версия легенды гласит, что Гунь боролся с Великим потопом девять долгих лет, в течение которых было затрачено огромное количество ресурсов и труда. Несмотря на все усилия, Гунь не смог обуздать Великий потоп, который продолжал опустошать землю. К этому времени Яо сменил на посту императора Шунь, который приказал казнить Гуня в наказание за его неспособность контролировать Великий потоп. Согласно альтернативной версии легенды, Гунь был убит одним из своих врагов.
После смерти Гуна его сын Юй получил задание контролировать Великий потоп. В отличие от своего отца, Юй применил другую стратегию борьбы с наводнением. Вместо того чтобы пытаться построить дамбы, чтобы остановить наводнение, Юй обеспечил отвод воды в море. Это было достигнуто путем углубления речных путей. Говорят, что в этой работе Юю помогали драконы.
В любом случае, после 13 лет бесконечной борьбы Юю наконец удалось взять под контроль Великий потоп.
Успех Юя в борьбе с Великим потопом снискал ему любовь и уважение народа. Кроме того, говорят, что Юй путешествовал по Китаю, записывая то, что он видел и слышал. Древний текст "Классика гор и морей" приписывается Юю. Кроме того, существуют истории о том, как Юй сражался с чудовищами и спасал жизни людей. Поэтому неудивительно, что перед смертью Шуня Юй был назначен его преемником.
Когда Юй стал новым царем, он основал династию Ся. Юй основал династию, заменив "систему отречения", которую практиковали Три государя и Пять императоров, наследственной монархией. По имеющимся данным, династия Ся просуществовала более 400 лет, и ею правили около 17 царей. После ее падения династия Ся была заменена династией Шан.
Считается, что династия Ся была первым государственным обществом в Китае.
Местонахождение Эрлитоу считается значительным открытием, поскольку здесь были найдены археологические свидетельства династии Ся. Место было обнаружено в 1959 году китайским археологом Сюй Сюшэном. На протяжении десятилетий на этом месте проводились раскопки, последние - в 2003 году. Помимо Эрлитоу, после его открытия были обнаружены и другие места, связанные с культурой Эрлитоу. Эти места расположены вдоль Желтой реки, что соответствует традиционной территории династии Ся.
Судя по археологическим данным, место Эрлитоу было занято уже в 4 тысячелетии до нашей эры. Этот период соответствует неолитической культуре Яншао. Свидетельства о занятии места продолжались и в следующем тысячелетии, в течение которого культура Яншао сменилась культурой Луншань.
Однако после этих двух периодов оккупации, похоже, что место было заброшено на следующие 600 лет. Около 1900 года до н.э. место снова было заселено, на этот раз культурой Эрлитоу. Значение этого места быстро возросло, и к следующему столетию оно стало одним из основных городских центров в этом районе.
К периоду Эрлиганг, который длился примерно с 1600 по 1250 год до н.э., значение поселения снизилось, и оно было окончательно заброшено.
Археологические данные, полученные на этом месте, в частности, в период Эрлиту, свидетельствуют о том, что в это время здесь существовало государство. Поэтому Эрлитоу вскоре стали отождествлять с династией Ся. К таким свидетельствам относятся остатки церемониальной зоны, мастерских, дворцов, элитных захоронений и спланированной сетки дорог. Все это указывает на принадлежность объекта к государству, поскольку его существование стало возможным только благодаря государственному контролю и организации.
На участке Эрлиту к настоящему времени выявлено в общей сложности восемь дворцов. Они отличаются не только своими огромными размерами, но и элитной архитектурой, а также предметами роскоши, найденными в них. Дворцы имеют фундамент из утрамбованной земли, а два из них были обнаружены заключенными в центральный дворцовый комплекс. Эти два дворца когда-то считались самыми ранними дворцовыми сооружениями в Китае. На основании своих находок археологи пришли к выводу, что самые ранние китайские дворцы были простыми, с одними воротами и одним внутренним двором.
Кроме этих двух дворцов, только один другой дворец на этом месте был полностью раскопан. Раскопки этого третьего дворца были проведены китайскими археологами еще в 2003 году. Было установлено, что дворец имел длину 150 метров и состоял как минимум из трех внутренних дворов. Кроме того, остатки этого дворца были обнаружены под остатками второго дворца, что указывает на то, что он является более древним из двух. Эти новые находки показывают, что ранние китайские дворцы на самом деле были более сложными, чем считалось ранее, и побудили археологов пересмотреть свои предыдущие выводы. Поскольку еще пять дворцов еще не полностью раскопаны, на этом месте, безусловно, предстоит еще много работы.
Помимо дворцов, на месте Эрлиту также находятся мастерские. Они свидетельствуют о том, что в раннем китайском обществе существовала ремесленная специализация. Продукция этих мастерских была найдена в элитных захоронениях культуры Эрлитоу. Среди них керамика, нефритовые артефакты, лаковые изделия, изделия из бирюзы и бронзы. Элитные захоронения также можно отличить от неэлитных по их расположению.
Археологические раскопки показали, что элиту хоронили во дворах дворцов. С другой стороны, неэлитные захоронения были разбросаны по всему участку, без какого-либо централизованного места захоронения. Существование двух различных типов захоронений говорит о том, что общество Эрлиту было социально стратифицировано, что должно было произойти с возникновением государства.
На этом месте были обнаружены гончарные печи, ремесленные мастерские и мастерская по изготовлению бирюзы. Разнообразие предметов, изготовленных в этих мастерских, свидетельствует об уровне мастерства, достигнутом культурой Эрлиту. Например, керамика включала не только простые сосуды, но и животных, сделанных в формах, глазурованную керамику и посуду с выгравированными мотивами дракона-змеи, черепахи и человека. Кроме того, были обнаружены различные нефритовые артефакты. К ним относятся "конг" (восьмиугольный нефритовый жетон), "гуй" (удлиненная остроконечная нефритовая табличка) и "чжан" (нефритовая табличка).
В то время как различные предметы, произведенные в этих мастерских, уже впечатляют, место Эрлитоу наиболее примечательно своими бронзовыми артефактами. На этом месте были обнаружены большие мастерские по производству бронзы. Именно здесь, в Эрлитоу, были изготовлены самые ранние из известных китайских бронзовых изделий. Эти бронзовые артефакты включают ножи, колокольчики и сосуды для питья. Последние относятся к типу, известному как "цзюэ", как показано на рисунке выше. Это сосуды с тремя ножками и ручкой-петлей, которые использовались исключительно для ритуального употребления вина. Еще один примечательный бронзовый артефакт - бронзовая пластина в форме головы зверя, украшенная бирюзовыми камнями. Считается, что это пример мастерства мастеров Эрлиту в технике чеканки.
В заключение следует отметить, что место Эрлиту примечательно по целому ряду причин. В ходе археологических работ здесь было обнаружено не только множество изысканных артефактов, но и, что более важно, свидетельства, указывающие на существование государства.
К ним относятся социальная стратификация, при которой общество делится на элиту и неэлиту, а также ремесленная специализация. Благодаря этому культура Эрлитоу была приравнена китайскими археологами к династии Ся, легендарной первой императорской династии Китая.