/ Новости сайта / Археология / Анализ окаменелостей показывает, что этот хорошо бронированный динозавр, вероятно, был неповоротливым и глухим
16.01.2022

Повторный анализ окаменелостей часто может привести к новым открытиям, как это произошло при изучении 80-миллионного черепа позднемелового Struthiosaurus austriacus. Новый анализ показывает, что этот динозавр, скорее всего, был медленным в своих движениях и, вероятно, в значительной степени глухим.

Исследователи использовали 3D-сканирование с высоким разрешением частичного участка черепа - всего 50 миллиметров (почти 2 дюйма) в диаметре - черепа этого существа, в котором находился мозг и другие мозговые и нейросенсорные ткани. Для создания снимка исследователи использовали микрокомпьютерную томографию (микро-КТ), при которой рентгеновские лучи создают детальное поперечное сечение объекта.

Они обнаружили признаки того, что у динозавра, вероятно, не хватало мозговых способностей для фокусировки на потенциальных хищниках из-за маленькой флокулярной части мозга, которая выполняет эту работу. Это позволяет предположить, что пластин и шипов на теле S. austriacus было достаточно, чтобы отпугнуть любых других животных, ищущих себе пищу.

"В отличие от своего североамериканского родственника Euoplocephalus, у которого была хвостовая булава и четкий флоккул на слепке мозга, Struthiosaurus austriacus, возможно, скорее полагался на свою телесную броню для защиты", - говорит палеонтолог Марко Шаде из Университета Грайфсвальда в Германии.

Дальнейшее изучение снимков черепной коробки показало, что полукружные каналы внутреннего уха были сформированы таким образом, что позволяет предположить, что динозавр не был самым ловким среди себе подобных: Эти части уха помогают контролировать движение равновесия, и на их основании можно сделать различные выводы.

Также следует отметить короткую лагену, которая является самой короткой лагеной, когда-либо найденной у динозавра. Лагена - это часть уха, используемая как часть слуховой системы, и это позволяет предположить, что S. austriacus не был очень хорошим слуховым аппаратом.

Используя ряд уравнений, связывающих диапазон слуха с особенностями анатомии, команда рассчитала, что динозавр мог улавливать только ограниченный диапазон частот - от 296 до 2 164 Герц. Для сравнения, человеческий слух обычно имеет частоту от 20 до 20 000 Герц.

В отличие от многих динозавров, исследователи считают, что этот конкретный вид держался в тени из-за того, что не мог хорошо слышать.

"Эти наблюдения согласуются с тем, что животное было приспособлено к сравнительно неактивному образу жизни с ограниченным социальным взаимодействием", - пишут исследователи в опубликованной работе.

Группа динозавров, к которой принадлежит S. austriacus, была известна как "живые крепости", и отдельные особи этой группы могли вырастать до 8 метров (более 26 футов) в длину, хотя длина тела струтиозавра, скорее всего, составляла не более 3 метров. Относясь к семейству нодозаврид, это существо было травоядным.

Эксперты также смогли сделать оценки терморегуляции мозга и подвижности шеи на основе формы головного каркаса, показывая, как эта относительно небольшая часть ископаемых может многое рассказать о динозаврах, которым они принадлежали - и как можно отличить одни виды от других.

"Возможно, нодозавриды меньше полагались на свой слух, применяли менее активный стиль самообороны и, по-видимому, занимали иные экологические ниши, чем анкилозавриды", - пишут исследователи. "Новые данные о нейроанатомии Struthiosaurus austriacus, похоже, дополняют эту дифференциацию".

Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.