В Африке обнаружены птицы, чьи песни не менялись миллионы лет
Все мы знаем, какими надоедливыми бывают некоторые приставучие мелодии. А теперь представьте, что песня застряла у вас в голове на миллион лет! Как оказалось, с некоторыми восточноафриканскими птицами так и произошло!
Как же выкинуть заевшую песню из головы?!
К такому выводу пришли исследователи из Калифорнийского университета в Беркли, США, которые изучали изолированные популяции синегалстучных нектарниц, живущих высоко в горах.
Традиционно считается, что птичье пение меняется, так как мелодии передаются от особи к особи, как в «глухом телефоне». Однако, как объяснила команда нового исследования, это в основном характерно для птиц, обитающих в Северном полушарии.
За последние несколько десятков тысяч лет эти виды сталкивались с очень изменчивыми условиями окружающей среды, когда ледники то появлялись, то исчезали. Это способствовало различным эволюционным изменениям, влияющим не только на пение, но и на их оперение и даже на брачное поведение.
Однако популяции птиц, живущие изолированно на покрытых лесом вершинах Восточной Африки, находятся в более статичных условиях. Авторы нового исследования обнаружили, что песни горных птиц не менялись с течением времени, и похоже, что они подвергаются длительным периодам застоя. Это интересно, ведь если изолировать людей одной языковой группы, их диалекты через некоторое время поменяются, так можно будет узнать, кто откуда родом. Однако с птицами в Восточной Африки такое не происходит!
В рамках новой работы ученые посетили 15 горных вершин в период с 2007 по 2011 год и записали песни 123 отдельных птиц (шести различных линий вида синегалстучных нектарниц). Все они живут в разных регионах, изолированных друг от друга.
Исследователи обнаружили, что различия в песнях птиц, по-видимому, не имеют никакой связи с тем, как долго каждая отдельная популяция была отделена от других, что определяется различиями в их профилях ДНК.
Например, было обнаружено, что у двух давно разделенных видов почти одинаковые песни, в то время как у двух других видов, которые были изолированы друг от друга гораздо позднее, были очень разные мелодии.