Эксперимент по борьбе с бедностью показывает, что лишние деньги меняют мозг младенцев
Вкладывание денег в руки матерей может помочь сформировать мозг их детей, согласно результатам тщательного рандомизированного исследования, проведенного в США.
Доход семьи неоднократно связывался с развитием ребенка в прошлом в наблюдательных исследованиях, но впервые исследователи нашли прямое экспериментальное доказательство того, как бедность приводит к таким изменениям.
Результаты получены в ходе продолжающегося исследования под названием "Первый год ребенка", в котором предпринимается попытка оценить, как снижение уровня бедности может повлиять на когнитивное и эмоциональное развитие детей самого раннего возраста.
"Мы уже много лет знаем, что дети, выросшие в бедности, подвергаются риску снижения успеваемости, уменьшения доходов и ухудшения здоровья", - объясняет нейробиолог Кимберли Ноубл из Колумбийского университета.
"Однако до сих пор мы не могли сказать, является ли бедность сама по себе причиной различий в развитии детей, или же взросление в бедности просто связано с другими факторами, которые вызывают эти различия".
Тысяча матерей с низким уровнем дохода в США были привлечены к исследованию вскоре после рождения их детей.
Этим родителям, проживающим в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Омахе или Миннеаполисе/Сент-Поле, в случайном порядке были выделены либо 333 доллара в месяц в виде безусловных денежных выплат, либо 20 долларов в месяц в виде безусловных денежных выплат в течение первых четырех лет жизни их ребенка - без каких-либо условий.
К сожалению, из-за пандемии только 435 семей смогли принять участие в очном тестировании, чтобы исследователи могли измерить электрическую активность мозга ребенка.
Несмотря на меньший размер выборки, данные показывают, что оказание финансовой поддержки матерям с низким уровнем дохода может напрямую изменить активность мозга младенца в первый год жизни.
Например, младенцы, чьи матери получали более высокие денежные выплаты, имели более высокую частоту мозговой активности, чем младенцы, чьи матери получали меньше.
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, сохраняются ли эти изменения в мозговой активности в течение длительного времени или они приводят к улучшению когнитивного развития, но есть все основания предполагать, что да.
Некоторые небольшие исследования недавно показали, что высокочастотная активность мозга чаще встречается у детей, родившихся в семьях с высоким уровнем дохода. Этот тип активности также связан с более высокими показателями языковых, когнитивных и социально-эмоциональных способностей, хотя эти связи не всегда последовательны.
"Все здоровые мозги формируются под влиянием окружающей среды и опыта, и мы не утверждаем, что у одной группы мозги "лучше", - говорит Ноубл.
"Но, благодаря рандомизированному подходу к исследованию, мы знаем, что 333 доллара в месяц должны были изменить опыт или окружение детей, и что их мозг адаптировался к этим изменившимся обстоятельствам".
Из-за характера исследования авторы до сих пор не знают, какие факторы окружающей среды могли вызвать более высокочастотные мозговые волны, наблюдавшиеся в ходе исследования. Сейчас они выясняют, повлияли ли на результаты исследования расходы семьи, поведение родителей, семейные отношения или семейный стресс.
Какой бы ни была причина или причины, влияние денег на нейроразвитие ребенка представляется очень сильным.
По словам экономиста Грега Дункана из Университета Калифорнии-Ирвайна, различия между двумя группами "по величине были схожи с теми, о которых сообщалось в ходе крупномасштабных образовательных мероприятий".
Авторы надеются, что их результаты в один прекрасный день позволят разработать более эффективную политику борьбы с бедностью. В частности, исследование "Первый год ребенка" подчеркивает важность того, чтобы в центре этих мер были дети.
"Традиционно дебаты по поводу политики передачи доходов, направленной на семьи с низким уровнем дохода в Соединенных Штатах, сосредоточены на предложении материнского труда, а не на благополучии детей", - пишут авторы.
"Наши результаты подчеркивают важность того, чтобы перевести разговор в другое русло и сосредоточить больше внимания на том, способствует ли политика трансфертов дохода развитию детей или нет".
Исследование было опубликовано в журнале PNAS.