Как обстоят дела с 5G и безопасностью самолетов? Вот что вам нужно знать
Несколько международных авиакомпаний недавно отменили рейсы в некоторые аэропорты США из-за опасений, что внедрение технологии мобильной связи 5G может создать помехи для оборудования некоторых самолетов.
После предупреждений о потенциальной проблеме со стороны авиационных властей и Федерального управления гражданской авиации телекоммуникационные компании AT&T и Verizon отложили активацию некоторых мачт 5G в аэропортах США.
Но как 5G может помешать самолетам? И можно ли решить эту проблему? Давайте посмотрим.
В настоящее время 5G развертывается в нескольких странах мира и представляет собой пятое поколение технологии мобильной связи. Она может обеспечить скорость сети в 100 раз выше, чем у 4G.
Для обеспечения высоких скоростей при максимально широком покрытии AT&T и Verizon планировали генерировать интернет 5G, используя так называемый C-диапазон частот - тип радиочастот (или радиоволн) в диапазоне от 3,7 до 3,98 гигагерц (ГГц).
Эти частоты примыкают к тем, которые используются современными самолетами для измерения высоты. Важная часть оборудования самолета, называемая радиовысотомером, работает на частотах С-диапазона между 4,2-4,4 ГГц.
Пилоты полагаются на радиовысотомеры для безопасной посадки самолета, особенно в условиях плохой видимости, например, когда аэропорт окружен высокими горами или когда условия туманные.
Беспокойство вызывает то, что из-за узкого промежутка между частотами 5G и радиовысотомерами радиоволны от вышек 5G вблизи аэропортов могут создавать помехи. То есть люди, использующие 5G на своих телефонах, могут случайно исказить или повредить сигнал радиовысотомера.
Если это произойдет, даже на несколько секунд, это может означать, что пилот не получит правильную информацию во время посадки. Именно по этой причине Федеральное управление гражданской авиации США выразило обеспокоенность.
Что же можно сделать?
Другие страны, внедряющие 5G, используют частоты С-диапазона, которые пересекаются с частотами радиовысотомеров или близки к ним, без каких-либо зарегистрированных проблем. Например, в Великобритании 5G работает на частоте до 4 ГГц. Отсутствие или небольшое количество гор вокруг аэропортов снижает риск.
В некоторых других странах 5G работает на частоте, несколько более далекой от частоты, на которой работает авиационное оборудование. Например, в Европейском союзе 5G работает на частоте 3,8 ГГц. Это может быть хорошим вариантом для аэропортов США.
В долгосрочной перспективе лучшим вариантом будет использование для 5G гораздо более высокого диапазона частот, например, от 24 до 47 ГГц. На этих частотах скорость передачи данных значительно выше, хотя зона покрытия каждой ячейки будет значительно меньше (поэтому потребуется больше вышек).
Существует также возможность уменьшить уровень сигнала от вышек в аэропортах, что, по сообщениям, было сделано во Франции и Канаде. Речь не идет об изменении частоты - сила сигнала измеряется в децибелах, а не в ГГц - но ограничение мощности сигнала может снизить вероятность помех в соседних диапазонах.
Другим потенциальным решением может стать корректировка частотного диапазона радиовысотомеров. Но это займет много времени и, вероятно, потребует больших ресурсов от авиационной отрасли.
Хотя риск осложнений в полете из-за помех 5G может быть очень низким, поскольку речь идет о безопасности людей, мы должны очень серьезно относиться к любым возможным рискам.
Решение отложить развертывание мачт 5G вблизи аэропортов США является хорошим вариантом, пока соответствующие органы определят наиболее безопасный путь развития событий.
Суфиан Юсеф, главный преподаватель, директор исследовательской группы по телекоммуникационной технике, факультет естественных и технических наук, Университет Англия Раскин.