/ Новости сайта / Космос / Обнаружен таинственный источник энергии, не похожий ни на что, что астрономы видели раньше
27.01.2022

Группа специалистов, занимающаяся изучением радиоволн во Вселенной, обнаружила нечто необычное, что три раза в час испускает гигантский всплеск энергии, и это не похоже ни на что, что астрономы видели раньше.

Команда, обнаружившая его, считает, что это может быть нейтронная звезда или белый карлик - разрушившиеся ядра звезд - со сверхмощным магнитным полем. Вращаясь в космосе, странный объект посылает луч излучения, который пересекает линию видимости Земли, и в течение одной минуты из каждых 20 является одним из самых ярких радиоисточников в небе.

Астрофизик доктор Наташа Херли-Уолкер из узла Университета Кертина Международного центра радиоастрономических исследований возглавила группу, которая сделала это открытие. "Этот объект появлялся и исчезал в течение нескольких часов во время наших наблюдений", - сказала она. "Это было совершенно неожиданно. Астрономам было даже жутковато, потому что в небе нет ничего подобного. И это действительно очень близко от нас - на расстоянии около 4 000 световых лет. Он находится на нашем галактическом заднем дворе".

Объект был обнаружен студентом-отличником Университета Кертина Тайроном О'Доэрти с помощью телескопа Murchison Widefield Array (MWA) в глубинке Западной Австралии и разработанной им новой методики. "Очень интересно, что источник, который я идентифицировал в прошлом году, оказался таким необычным объектом", - сказал г-н О'Доэрти, который сейчас учится на доктора философии в Кёртине. "Широкое поле зрения и чрезвычайная чувствительность MWA идеально подходят для исследования всего неба и обнаружения неожиданных объектов".

Объекты, которые включаются и выключаются во Вселенной, не новость для астрономов - они называют их переходными процессами. Астрофизик из ICRAR-Curtin и соавтор исследования д-р Джемма Андерсон говорит: "Изучая переходные процессы, вы наблюдаете за смертью массивной звезды или за активностью остатков, которые она оставляет после себя".

Медленные переходные процессы, такие как сверхновые, могут появляться в течение нескольких дней и исчезать через несколько месяцев. Быстрые переходные процессы, такие как тип нейтронной звезды, называемый пульсаром, вспыхивают и гаснут в течение миллисекунд или секунд. Но доктор Андерсон сказала, что найти что-то, что включается в течение минуты, было очень странно. По ее словам, загадочный объект был невероятно ярким, меньше Солнца и излучал сильно поляризованные радиоволны, что говорит о наличии у объекта чрезвычайно сильного магнитного поля.

Доктор Херли-Уокер сказала, что наблюдения соответствуют предсказанному астрофизическому объекту, называемому магнетаром со сверхдлинным периодом. "Это тип медленно вращающейся нейтронной звезды, существование которой было предсказано теоретически", - сказала она. "Но никто не ожидал прямого обнаружения такой звезды, потому что мы не ожидали, что они будут такими яркими. Каким-то образом она преобразует магнитную энергию в радиоволны гораздо эффективнее, чем все, что мы видели раньше".

Сейчас доктор Херли-Уолкер наблюдает за объектом с помощью МДЖ, чтобы узнать, включится ли он снова. "Если это произойдет, то по всему Южному полушарию и даже на орбите есть телескопы, которые могут направить прямо на него", - сказала она.

Доктор Херли-Уокер планирует найти еще больше таких необычных объектов в обширных архивах МДЖ. "Увеличение числа обнаружений позволит астрономам понять, было ли это редким единичным случаем или огромной новой популяцией, которую мы раньше не замечали", - сказала она.

Директор MWA, профессор Стивен Тингей, сказал, что телескоп является инструментом-предшественником для Square Kilometre Array - глобальной инициативы по строительству крупнейших в мире радиотелескопов в Западной Австралии и Южной Африке. "Ключом к обнаружению этого объекта и изучению его подробных свойств является тот факт, что мы смогли собрать и сохранить все данные, полученные MWA почти за последнее десятилетие в исследовательском суперкомпьютерном центре Pawsey. Возможность просмотреть такой массив данных, когда вы находите объект, является уникальной в астрономии", - сказал он. "Несомненно, в ближайшие годы MWA и SKA откроют еще много драгоценных камней".

Широкопольный массив Мерчисон расположен на территории радиоастрономической обсерватории Мерчисон в Западной Австралии. Обсерватория находится в ведении CSIRO, национального научного агентства Австралии, и была создана при поддержке правительств Австралии и Западной Австралии. Мы признаем Ваджарри Яматджи как традиционных владельцев территории обсерватории.