Археологи нашли в позднескифских погребениях бляхи в зверином стиле
Археологи обнаружили в позднескифских погребениях первой половины II века нашей эры, раскопанных в крымском могильнике Опушки, две бронзовые литые бляхи. Эти артефакты были изготовлены в зверином стиле, характерном для находок VII–V веков до нашей эры. Похоже, их вторично использовали в качестве предметов экзотики, награбленных в более древнем погребении. Результаты исследования опубликованы в Кратких сообщениях Института археологии.
Период с III века до нашей эры, когда кочевое скифское население стало переходить к оседлому образу жизни, вплоть до IV века нашей эры, ознаменовавшегося началом Великого переселения народов, в археологии именуется позднескифским. В это время существенно сократились территории, которые занимали скифы. Так, основные памятники этой культуры расположены на территории современной Добруджи, Крыма и Нижнего Поднепровья. Скифы строили городища и селища, рядом с которыми сооружались погребально-поминальные комплексы. Своих умерших они хоронили в подбойных ямах, склепах, а также в могилах с каменным ящиками.
1 – бронзовая бляха из склепа-288 могильника Опушки, изготовленная в скифском зверином стиле; 2 – ближайшая аналогия этой находки, обнаруженная в кургане-3 у села Пастырское Черкасской области
В предгорной части Крыма, примерно в 15 километрах от города Симферополь, расположен могильник Опушки, названный так в честь одноименного села. Этот памятник, датированный I веком до нашей эры — IV веком нашей эры, с перерывами исследуется с 2003 года. За это время в могильнике были обнаружены и раскопаны более 300 погребальных сооружений (грунтовых склепов, подбойных и грунтовых могил), характерных для позднескифского, средне- и позднесарматского времени, а также для аланских и германских племен. Археологи отмечают, что длительность использования этого могильника не имеет аналогов среди крымских варварских памятников.
Местоположение могильника Опушки на карте
Бронзовая бляха из склепа-288 in situ
Анатолий Канторович (Anatoliy Kantorovich) из МГУ и Игорь Храпунов (Igor Khrapunov) из Крымского федерального университета исследовали погребения позднескифского времени, раскопанные в могильнике Опушки. Археологи сосредоточили свое внимание на анализе блях, изготовленных в скифском зверином стиле.
Первая бронзовая уздечная бляха, размер которой составляет 6,5 на 3 сантиметра, была изготовлена в виде ног копытного животного, изображенных в позиции «на цыпочках» или как бы в прыжке. К ним прикреплена в передней части трехлепестковая пальметта. Ее обнаружили в недавно разграбленном склепе-288, который археологи датировали I — первой половиной II века нашей эры. Литая бляха оказалась обломана в верхней части. Похожие находки, обнаруженные на других памятниках, соответствуют более ранней традиции звериного стиля и относятся к VII–V векам до нашей эры.
Вторая бляха в зверином стиле, размер которой составляет 4,4–4 сантиметра, была обнаружена в мешочке с несколькими другими небольшими вещами. Его раскопали в необычной грунтовой яме, разделенной двумя рядами плит на три отсека с погребениями первой половины II века нашей эры. Бляха представляет собой литое изделие, изображающее бедро, лапу и хвост копытного животного. С тыльной стороны этого артефакта ученые обнаружили кусок металла — вероятно, остатки крепления, на котором сохранилось изображение кошачьей лапы и хвоста. Последний, похоже, трансформировался в птичью голову. Подобные находки датируются второй половиной VII — началом V века до нашей эры.
1 – бронзовая бляха из могилы-308 могильника Опушки; 2–5 – ее ближайшие аналогии с других скифских памятников
Археологи отметили, что оба исследованных погребения находились всего в одном метре друг от друга, поэтому они относятся примерно к одному времени. Примечательно, что в других могилах этого памятника вещей в зверином стиле они не нашли. Возможно, обе бляхи происходят из разграбленного более древнего скифского погребения. Ученые подчеркнули, что поздние скифы перестали изготавливать вещи в таком стиле, видимо, с переходом к оседлому образу жизни. А обнаруженные артефакты, похоже, поместили в могилы в качестве предметов экзотики. Традиция класть в погребения вещи неясного назначения (например, палеолитические каменные орудия) сохранялась в Предгорном Крыму и в более позднее время.