/ Новости сайта / Наука и Технологии / В вулканическом озере найдены микробы, которые в прошлом могли существовать на Марсе
28.01.2022

Американские ученые описали свойства уникальных земных микроорганизмов, которые в прошлом могли обитать на Марсе. Их статья опубликована в журнале Frontiers in Astronomy and Space Science.

Для этого они изучили бактерий, населяющих озеро в кратере активного стратовулкана высотой 2697 метров Поас на территории Коста-Рики – одного из самых враждебных для жизни мест на Земле. Вода этого озера насыщена кислотами, токсичными металлами, а температура ее достигает точки кипения.

Кроме того, частые так называемые фреатические взрывы, возникающие при контакте раскаленной лавы с водой, приводят к выбросам пара, пепла и камней. Ученые считают, что аналогичные жесткие условия в прошлом могли быть характерны для Марса в эпоху, когда там еще существовала жидкая вода. «Одно из наших ключевых открытий заключается в том, что мы нашли лишь несколько видов микроорганизмов и описали несколько способов их выживания», — объяснил Джастин Ван, автор работы из Колорадского университета в Боулдере.

В воде были обнаружены бактерии рода Acidiphílium, которые смогли пережить несколько извержений вулкана. Секвенировав их ДНК, ученые описали способы, благодаря которым бактериям удается противостоять экстремальным условиям – они производят энергию, используя медь, железо, мышьяк, биологическую фиксацию углерода (как растения). Ранее ученые пытались обнаружить следы древних микроорганизмов в руслах и дельтах марсианских рек, однако теперь авторы предлагают переключиться на поиск в местах древних гидротермальных источников, которые существовали на планете миллиарды лет назад.