Первая в мире страна предоставила юридические права отдельным диким животным
В то время как некоторые страны борются за соблюдение прав человека, Эквадор сделал шаг вперед и постановил, что дикие животные обладают отдельными юридическими правами, включая право на существование.
Это решение суда, принятое в феврале со счетом 7-2, стало знаменательной интерпретацией конституционных законов страны о "правах природы" и повысило правовой статус нечеловеческих животных.
"В Америке права природы звучат как некая идея, но люди не понимают, насколько она распространена во всем мире", - сказала Inside Climate News Кристен Стилт, эксперт в области права животных.
Постановление возникло в результате печального случая с шерстистой обезьяной по имени Эстреллита. После того, как Эстреллита была незаконно изъята из дикой природы, в месячном возрасте она попала к библиотекарю Ане Беатрис Бурбано Проаньо и ее семье, где прожила следующие 18 лет. За это время она научилась общаться с ними с помощью жестов и звуков и переняла обычаи семьи.
Затем Эстреллита была конфискована местными властями, и через месяц после перемещения в зоопарк у нее произошла внезапная остановка сердечно-дыхательного центра, где она скончалась.
Еще до того, как стало известно о ее смерти, Бурбано подал иск о возвращении Эстреллиты, ссылаясь на то, что Эстреллита, вероятно, испытывала стресс, будучи так внезапно оторванной от всего, что было ей знакомо.
В деле использовались научные данные о когнитивной и социальной сложности шерстистых обезьян (Lagothrix sp.), чтобы утверждать, что Эстреллита "как минимум должна обладать правом на телесную свободу", а "экологические власти должны были защитить права Эстреллиты, изучив ее конкретные обстоятельства, прежде чем поместить ее в зоопарк".
Суд постановил, что и власти, и Бурбано нарушили права Эстреллиты: первые - за то, что не учли ее особые потребности перед переселением, а вторые - за то, что вообще изъяли ее из дикой природы.
Суд предложил разработать новое законодательство для более эффективного соблюдения этих прав в будущем.
"Одомашнивание и гуманизация диких животных - это явления, которые оказывают большое влияние на поддержание экосистем и природного баланса, поскольку они вызывают постепенное сокращение популяций животных", - признал суд в своем решении.
Это решение последовало за знаковым постановлением, вынесенным в прошлом году в Эквадоре, который признал, что добыча полезных ископаемых в охраняемом облачном лесу нарушает права природы.
Эквадор стал первой страной в мире, признавшей права природы на конституционном уровне еще в 2008 году.
"Хотя права природы были закреплены в конституции, до этого решения было неясно, могут ли отдельные животные пользоваться правами природы и считаться правообладателями как часть природы", - пояснил в своем заявлении эквадорский юрист-эколог Уго Эчеверрия. "Суд заявил, что животные являются субъектами прав, защищенных правами природы".
Такие страны, как Новая Зеландия и Канада, а также другие провинции и некоторые города США, имеют договоры, положения или местные законы, которые предоставляют диким животным аналогичную защиту. Однако странам еще предстоит закрепить такие права на конституционном уровне, и во многих местах по всему миру попытки защитить природу остаются опасными для жизни.
В постановлении ясно сказано, что эти права на "существование, процветание и эволюцию", однако, находятся в контексте экологических процессов, которые включают биологическое взаимодействие между видами, например, хищничество. Они не приравнивают животных к людям, но все же предоставляют им право на свободу в контексте экологических взаимодействий.
Это означает, что охота, рыбалка, собирательство и лесное хозяйство по-прежнему разрешены, если они осуществляются в рамках других ранее существовавших законов - например, не вопреки законам об исчезающих видах - и осуществляются способами, ограничивающими страдания.
"Как правило, экологическое право не занимается животными, которые не считаются важными видами, например, видами, находящимися под угрозой исчезновения, подпадающими под действие Закона США об исчезающих видах", - говорит Стилт. "В настоящее время происходит пересмотр, который разрушает границы между правом животных и экологическим правом, и это дело является важной частью этого развития".
Наведение мостов между двумя областями признает, насколько взаимосвязан наш мир. В конце концов, достаточно одного неудачного контакта с диким животным, чтобы началась пандемия, или уничтожения нескольких ключевых особей, чтобы уничтожить целый уязвимый вид.
Климатический кризис и шесть массовых вымираний неразрывно связаны друг с другом и с нашим отношением и действиями по отношению к жизни, с которой мы делим нашу планету.
Поэтому в мире, где разрушение окружающей среды касается многих из нас лично, такие законы могут помочь нам, как отдельным людям, так и обществам, сделать лучший выбор, который принесет пользу всем нам.
"Эти законы уже доказали, что являются важным юридическим инструментом для защиты природы, включая животных", - заключил Стилт.