/ Новости сайта / Космос / Марс сотрясают загадочные землетрясения, которые раньше не были зафиксированы
05.04.2022

Марс сотрясают загадочные землетрясения, которые раньше не были зафиксированы

Оказывается, Марс более активен, чем ученые думали. Новые методы выявили ранее не обнаруженные землетрясения под марсианской поверхностью - и, по словам ученых, лучшим объяснением на сегодняшний день является продолжающаяся вулканическая активность.

Похоже, накапливаются доказательства того, что Марс далеко не мертв, а под его пыльной, бесплодной поверхностью находится внутреннее пространство, бурлящее сейсмической активностью.

"Знание того, что марсианская мантия все еще активна, имеет решающее значение для нашего понимания того, как Марс развивался как планета", - говорит геофизик Хрвое Ткалчич из Австралийского национального университета в Австралии.

"Это может помочь нам ответить на фундаментальные вопросы о Солнечной системе и состоянии ядра Марса, мантии и эволюции его отсутствующего в настоящее время магнитного поля".

Очень долгое время ученые считали, что внутри Марса ничего особенного не происходит.

У планеты очень мало магнитного поля. Планетарные магнитные поля (обычно) генерируются внутри планеты с помощью так называемого динамо - вращающейся, конвектирующей и электропроводящей жидкости, которая преобразует кинетическую энергию в магнитную, раскручивая магнитное поле в пространстве.

Отсутствие магнитного поля у Марса говорит об отсутствии активности. Это очень важно; фактически, магнитное поле может означать разницу между жизнью и смертью. Здесь, на Земле, магнитное поле защищает нас от космической радиации, которая может уничтожить жизнь. На Марсе уровень радиации гораздо выше, несмотря на то, что он находится на большем расстоянии от Солнца.

"Вся жизнь на Земле возможна благодаря магнитному полю Земли и его способности защищать нас от космической радиации, поэтому без магнитного поля жизнь, какой мы ее знаем, была бы просто невозможна", - объясняет Ткалчич.

Но когда в ноябре 2018 года на Марс прибыл космический аппарат НАСА InSight и начал слушать сердцебиение Марса, мы узнали нечто действительно удивительное: Марс грохочет. На сегодняшний день InSight обнаружил сотни марсотрясений - достаточно, чтобы составить подробную карту марсианских недр.

Ткалчич и его коллега, геофизик Вэйцзя Сунь из Китайской академии наук, хотели найти землетрясения, которые могли остаться незамеченными в данных InSight. Они использовали два нетрадиционных метода, лишь недавно примененных в геофизике, для поиска сейсмических событий в данных InSight.

Основываясь на девяти шаблонах известных марсотрясений, пара обнаружила 47 новых сейсмических событий, исходящих из области на Марсе под названием Cerberus Fossae - системы трещин, образованных разломами, которые раздвинули кору.

Большинство из этих новых сейсмических событий похожи на формы волн двух заметных землетрясений в Cerberus Fossae, произошедших в мае и июле 2019 года, что позволяет предположить, что эти меньшие землетрясения связаны с большими.

Затем исследователи попытались выяснить причину землетрясений. Их анализ показал, что во времени землетрясений нет никакой закономерности, что исключает такие причины, как влияние марсианской луны Фобос.

"Мы обнаружили, что эти марсотрясения неоднократно происходили в любое время марсианского дня, в то время как марсотрясения, обнаруженные и зарегистрированные НАСА в прошлом, происходили только в ночное время, когда на планете тише", - говорит Ткалчич.

"Поэтому мы можем предположить, что движение расплавленной породы в марсианской мантии является причиной этих 47 недавно обнаруженных марсотрясений под областью Cerberus Fossae".

Предыдущий анализ особенностей поверхности Марса в районе Cerberus Fossae показал, что этот регион был вулканически активен недавно, в течение последних 10 миллионов лет или около того.

Активность, выявленная Суном и Ткалчичем, приписываемая повторяющемуся движению магмы в марсианской мантии, также предполагает, что Марс более вулканически и сейсмически активен, чем мы думали.

Если это так, то полученные результаты имеют последствия для нашего понимания истории Марса - и его будущего.

"Марсотрясения косвенно помогают нам понять, происходит ли конвекция в недрах планеты, и если конвекция происходит, а это похоже на то, что происходит, судя по нашим результатам, то должен существовать другой механизм, препятствующий развитию магнитного поля на Марсе", - говорит Ткалчич.

"Понимание магнитного поля Марса, того, как оно развивалось и на каком этапе истории планеты оно остановилось, очевидно, важно для будущих миссий и имеет решающее значение, если ученые надеются однажды установить жизнь человека на Марсе".

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.