/ Новости сайта / Наука и Технологии / Это странное на вид водное членистоногое не имело глаз и передвигалось на "ходулях"
24.04.2022

Недавно палеонтологи объявили об обнаружении "исключительно хорошо сохранившегося" древнего животного у восточного берега озера Симко на юге Онтарио, Канада, в каменном карьере, который является таким очагом морских окаменелостей, что ученые окрестили этот район "Палео-Помпеями".

Названный Tomlinsonus dimitrii, вид, представленный образцом, относится к вымершей группе членистоногих, известных как марреломорфы, которые жили примерно 450 миллионов лет назад, в ордовикском периоде, сообщает исследовательская группа в новом исследовании.

Другие ископаемые иглокожие, которые в изобилии встречаются в этом районе, обычно содержат минерализованные части тела, которые с большей вероятностью сохранятся со временем, но этот вид полностью мягкотелый, что делает находку еще более поразительной.

"Мы не ожидали найти мягкотелый вид в этом месте", - сказал ведущий автор исследования Джозеф Мойсюк, докторант кафедры экологии и эволюционной биологии Университета Торонто и научный сотрудник Королевского музея Онтарио (ROM).

"Когда мы думаем об окаменелостях, мы обычно думаем о таких вещах, как кости динозавров и раковины. Однако мягкие ткани сохраняются очень редко, и в мире существует всего несколько мест, где были найдены мягкотелые организмы", - сказал Мойсюк в интервью Live Science.

Образец размером 2 дюйма (6 сантиметров) - чуть меньше длины указательного пальца и может поместиться на ладони - имеет богато украшенный головной щиток, на котором расположены два изогнутых рога, покрытых шипами, похожими на перья. Сегментированное тело животного напоминает тело других членистоногих, таких как насекомые и пауки, и содержит несколько наборов сегментированных конечностей, включая одну очень необычную пару.

"Под головой находится удивительная пара конечностей, очень длинных и с выступами, напоминающими ступни, на концах, которые, как мы думаем, скорее всего, использовались для передвижения по морскому дну", - сказал Мойсюк. "Он также, по-видимому, слепой, поскольку у него вообще нет глаз".

Исследователи обнаружили причудливое членистоногое прошлым летом во время официальных раскопок действующего карьера, принадлежащего Tomlinson Group, компании по обслуживанию инфраструктуры, расположенной на востоке Канады. (Палеонтологи назвали вид Tomlinsonus dimitrii в знак благодарности компании Tomlinson Group за то, что она разрешила им проводить раскопки).

До этих раскопок, которыми руководил Джордж Кампурис, соавтор статьи и независимый палеонтолог, исследующий ископаемые пласты карьера с 2014 года, марреломорфов находили преимущественно в более древних ископаемых местах, например, в кембрийском сланце Берджесс в Канадских скалах Британской Колумбии.

По словам палеонтологов, недавно описанный экземпляр похож на другой вид вымершего мягкотелого членистоногого под названием Marrella splendens, найденный в сланцах Берджесс.

Как и сланцы Берджесс, карьер озера Симко когда-то был погружен в воду и являлся частью неглубокого тропического морского моря, которое покрывало большую часть территории современной Канады. За миллионы лет морское дно покрылось осадочным слоем, образовавшимся в результате штормов.

"Мы видим быстрое захоронение этих организмов, которые жили на плоском, мелководном дне океана и были неоднократно задушены большими подводными селевыми потоками, возникавшими в результате штормовых явлений", - сказал Мойсюк.

"Вы можете представить себе, как ураганы обрушиваются на этот мелководный шельф и хоронят все сообщество организмов, поэтому мы прозвали это место "Палео-Помпеи". Эти организмы были погребены именно там, где они жили, и то, что мы видим, - это застывшие во времени организмы".

Мойсюк и его коллеги надеются, что это открытие поможет "закрыть пробел" в летописи окаменелостей этой группы членистоногих, пишут они в своем исследовании.

Образец Tomlinsonus dimitrii теперь находится в коллекции ROM и в настоящее время выставлен в галерее Willner Madge в рамках экспозиции музея "Рассвет жизни".

Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Paleontology.