Почему мы не можем вспомнить свое рождение?
Психолог Ванесса ЛоБью исследует феномен "младенческой амнезии" и причины, по которым мы не можем вспомнить наши самые ранние годы.
Каждый раз, когда я преподаю тему памяти на занятиях по развитию ребенка в Университете Рутгерса, я начинаю с того, что прошу студентов вспомнить свои самые первые воспоминания. Некоторые студенты рассказывают о своем первом дне в детском саду; другие говорят о том, как их обидели или расстроили; третьи называют день рождения младшего брата или сестры.
Несмотря на огромные различия в деталях, у этих воспоминаний есть несколько общих черт: все они являются автобиографическими, или воспоминаниями о значительных событиях в жизни человека, и, как правило, они произошли не ранее 2-3 лет.
На самом деле, большинство людей не могут вспомнить события первых нескольких лет своей жизни - это явление исследователи назвали детской амнезией. Но почему мы не можем вспомнить то, что происходило с нами в младенчестве? Неужели память начинает работать только в определенном возрасте?
Вот что исследователи знают о младенцах и памяти.
Младенцы могут формировать воспоминания
Несмотря на то, что люди мало что помнят до 2-3 лет, исследования показывают, что младенцы могут формировать воспоминания - только не те, которые вы рассказываете о себе. В первые несколько дней жизни младенцы могут вспомнить лицо собственной матери и отличить его от лица незнакомца. Через несколько месяцев младенцы могут продемонстрировать, что они помнят много знакомых лиц, улыбаясь тем из них, которые они видят чаще всего.
На самом деле существует множество различных видов воспоминаний, помимо автобиографических. Существуют семантические воспоминания, или воспоминания о фактах, например, о названиях различных сортов яблок или о столице вашей родины. Существуют также процедурные воспоминания, или воспоминания о том, как выполнить то или иное действие, например, открыть входную дверь или вести машину.
Исследования, проведенные в лаборатории психолога Кэролин Рови-Колье в 1980-х и 1990-х годах, показали, что младенцы могут формировать некоторые из этих видов памяти с раннего возраста. Конечно, младенцы не могут точно сказать, что они помнят. Поэтому ключевым моментом в исследовании Рови-Колье была разработка методики, которая учитывала бы быстро меняющееся тело и способности младенцев, чтобы оценить их воспоминания в течение длительного периода времени.
В варианте для младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев исследователи кладут младенца в кроватку, над которой висит игрушка. Они измеряют, как сильно ребенок пинается, чтобы получить представление о его естественной склонности к движению ногами. Затем они привязывают веревку от ноги ребенка к концу игрушки, так что всякий раз, когда ребенок пинает ногу, игрушка двигается. Как вы можете себе представить, младенцы быстро понимают, что они контролируют ситуацию - им нравится видеть, что игрушка движется, и поэтому они бьют ногами чаще, чем до того, как к их ноге была привязана веревка, показывая, что они поняли, что пинки заставляют игрушку двигаться.
Версия для младенцев в возрасте от 6 до 18 месяцев аналогична. Но вместо того, чтобы лежать в кроватке - чего эта возрастная группа просто не хочет делать очень долго - младенец сидит на коленях у родителей, держа руки на рычаге, который в конечном итоге заставит поезд двигаться по рельсам. Сначала рычаг не работает, и экспериментаторы измеряют, насколько сильно ребенок нажимает на него. Затем они включают рычаг. Теперь каждый раз, когда младенец нажимает на него, поезд движется по рельсам. Младенцы снова быстро осваивают игру и значительно чаще нажимают на рычаг, когда он заставляет поезд двигаться.
Какое отношение это имеет к памяти? Самое умное в этом исследовании то, что после обучения младенцев одному из этих заданий в течение нескольких дней Рови-Колье позже проверил, запомнили ли они его. Когда младенцы возвращались в лабораторию, исследователи просто показывали им игрушку или поезд и измеряли, продолжают ли они пинаться и нажимать на рычаг.
Используя этот метод, Рови-Колье и его коллеги обнаружили, что в 6 месяцев, если младенцев тренировать в течение одной минуты, они могут вспомнить событие через день. Чем старше были младенцы, тем дольше они помнили. Она также обнаружила, что младенцев можно заставить дольше помнить события, если тренировать их в течение более длительных периодов времени и давать им напоминания - например, показывая им, что игрушка двигается очень короткое время сама по себе.
Если младенцы могут формировать воспоминания в первые месяцы жизни, почему люди не помнят события с самого раннего этапа жизни?
До сих пор неясно, испытывают ли люди младенческую амнезию потому, что не могут сформировать автобиографические воспоминания, или же у нас просто нет возможности их восстановить. Никто не знает наверняка, что происходит, но у ученых есть несколько предположений.
Один из них заключается в том, что автобиографические воспоминания требуют от вас определенного самоощущения. Вы должны быть способны думать о своем поведении с учетом того, как оно соотносится с другими. В прошлом исследователи проверяли эту способность с помощью задачи распознавания зеркал, называемой "румяным тестом". Для этого нужно нанести на нос ребенка пятно красной помады или румян - или "румяна", как говорили в 1970-х годах, когда была создана эта задача.
Затем исследователи ставят младенца перед зеркалом. Младенцы младше 18 месяцев просто улыбаются милому ребенку в отражении, не показывая никаких признаков того, что они узнали себя или красное пятно на своем лице. В возрасте от 18 до 24 месяцев малыши трогают свой нос, даже смущаясь, что свидетельствует о том, что они связывают красную точку в зеркале с собственным лицом - у них есть некоторое чувство собственного лица.
Другое возможное объяснение детской амнезии заключается в том, что, поскольку младенцы не владеют языком до второго года жизни, они не могут составить рассказ о собственной жизни, который они могли бы вспомнить позже.
Наконец, гиппокамп - область мозга, которая в основном отвечает за память, - не полностью развит в младенческом возрасте.
Ученые будут продолжать исследовать, как каждый из этих факторов может способствовать тому, что вы не можете вспомнить многое о своей жизни до двухлетнего возраста.
Ванесса ЛоБуэ, доцент кафедры психологии, Университет Рутгерса - Ньюарк