/ Новости сайта / Животные / Собаки из Евразии и Африки произошли от разных групп волков
02.07.2022

Собаки из Евразии и Африки произошли от разных групп волков

Оценка: 0.0    362 0 Животные

Палеогенетики расшифровали геномы 70 древних волков и обнаружили, что современные породы собак из Евразии и Африки произошли от разных популяций. Работа опубликована в журнале Nature. О результатах в среду сообщила пресс-служба британского Института Фрэнсиса Крика (FCI).

Ученые предполагают, что человек приручил собак еще в каменном веке. Это можно объяснить всеядностью предков собак, способных питаться той же пищей, что и их соседи - Homo sapiens. Однако пока непонятно, когда именно это произошло. Есть свидетельства как относительно позднего, так и раннего одомашнивания. Это могло произойти как 10-18 тысяч лет назад, так и более 36 тысяч лет назад.

На роль прародины домашних животных претендуют несколько регионов, в том числе Европа, Алтай, Непал и Ближний Восток. В последние годы генетики и археологи склонялись в сторону сибирского происхождения всех собак. На это указывают находки на острове Жохова в Восточной Сибири, а также геномы древнейших американских собак, оказавшихся похожими на сибирских лаек и прочих ездовых собак.

Новая история происхождения собак

Исследователи выяснили, что у современных собак был не один, а сразу несколько предков, когда изучали 72 генома древних волков. Их останки нашли в последние годы в Западной Европе, российской Сибири и на Аляске.

Используя образцы древней ДНК, ученые проследили за изменением структуры геномов волков за последние сто тысяч лет. Эти сведения палеогенетики использовали при анализе и сравнении геномов нескольких сотен современных собак, а также так называемых красных волков - редкого представителя семейства псовых, который считается одним из ближайших родичей современных и древних волков и собак.

"Мы расшифровали большое число геномов древних волков, что позволило нам раскрыть детальную картину их эволюции, в том числе и в момент приручения собак. Сравнение геномов древних собак и волков показало, что первые спутники человека происходят как минимум от двух отдельных популяций волков - восточной и западной", - заявил научный сотрудник FCI Андерс Бергстрем, чьи слова приводит пресс-служба института.

Расчеты подтвердили, что почти все современные породы собак из Европы, Азии и Нового Света действительно произошли от древних сибирских псов, а также связанных с ними популяций волков, обитавших на востоке Евразии. При этом ученые обнаружили, что небольшая, но значимая группа древних и современных собак, выведенных в Африке и на Ближнем Востоке, произошла также и от других предков. К их числу относятся басенджи и беспородные собаки из африканских деревень.

Примерно половина генома псы унаследовали от западных популяций волков. Это говорит о том, что они были или одомашнены независимо от остальных пород собак, или же их предки активно скрещивались с африканскими и ближневосточными популяциями волков сразу после приручения. Открытие значительно усложняет историю приручения первых четвероногих спутников человека, подытожили ученые.