/ Новости сайта / Наука и Технологии / Большой адронный коллайдер скоро достигнет беспрецедентного уровня энергии
04.07.2022

Большой адронный коллайдер скоро достигнет беспрецедентного уровня энергии

Спустя десять лет после открытия бозона Хиггса Большой адронный коллайдер собирается начать сталкивать протоны друг с другом на беспрецедентных уровнях энергии в своем стремлении раскрыть больше секретов о том, как устроена Вселенная.

Крупнейший и самый мощный в мире коллайдер частиц снова заработал в апреле после трехлетнего перерыва на модернизацию для подготовки к третьему запуску.

Со вторника он будет работать круглосуточно в течение почти четырех лет при рекордной энергии в 13,6 триллиона электронвольт, объявила Европейская организация ядерных исследований (CERN) на пресс-брифинге на прошлой неделе.

Он направит два пучка протонов - частиц в ядре атома - в противоположных направлениях почти со скоростью света по 27-километровому (17-мильному) кольцу, закопанному в 100 метрах под швейцарско-французской границей.

Возникающие столкновения будут регистрироваться и анализироваться тысячами ученых в рамках целого ряда экспериментов, включая ATLAS, CMS, ALICE и LHCb, которые будут использовать возросшую мощность для исследования темной материи, темной энергии и других фундаментальных тайн.

1,6 миллиарда столкновений в секунду

"Мы планируем обеспечить 1,6 миллиарда протон-протонных столкновений в секунду" для экспериментов ATLAS и CMS, сказал глава отдела ускорителей и технологий ЦЕРН Майк Ламонт.

На этот раз протонные пучки будут сужены до менее чем 10 микрон - толщина человеческого волоса составляет около 70 микрон - чтобы увеличить скорость столкновений, добавил он.

Новая энергетическая скорость позволит им продолжить изучение бозона Хиггса, который Большой адронный коллайдер впервые обнаружил 4 июля 2012 года.

Это открытие произвело революцию в физике отчасти потому, что бозон вписывается в Стандартную модель - основную теорию всех фундаментальных частиц, из которых состоит материя, и сил, которые ими управляют.

Однако несколько недавних открытий поставили Стандартную модель под сомнение, и новый модернизированный коллайдер позволит более глубоко изучить бозон Хиггса.

"Бозон Хиггса связан с некоторыми из самых глубоких открытых вопросов в фундаментальной физике сегодня", - сказал генеральный директор ЦЕРН Фабиола Джанотти, который впервые объявил об открытии бозона десять лет назад.

По сравнению с первым запуском коллайдера, на котором был открыт бозон, в этот раз столкновений будет в 20 раз больше.

"Это значительное увеличение, открывающее путь к новым открытиям", - сказал Ламонт.

Йоахим Мних, руководитель отдела исследований и вычислений ЦЕРН, сказал, что еще многое предстоит узнать о бозоне.

"Действительно ли бозон Хиггса является фундаментальной частицей или это составная?" - спросил он.

"Является ли он единственной существующей частицей, подобной Хиггсу, или есть и другие?".

Новый сезон физики

В ходе прошлых экспериментов была определена масса бозона Хиггса, а также более 60 составных частиц, предсказанных Стандартной моделью, таких как тетракварк.

Но Джан Джудиче, руководитель отдела теоретической физики ЦЕРН, говорит, что наблюдение за частицами - это только часть работы.

"Физика частиц не просто хочет понять, как - наша цель состоит в том, чтобы понять, почему", - сказал он.

Среди девяти экспериментов Большого адронного коллайдера - ALICE, который исследует материю, существовавшую в первые 10 микросекунд после Большого взрыва, и LHCf, который использует столкновения для моделирования космических лучей.

После этого запуска коллайдер вернется в 2029 году в качестве БАК с высокой светимостью, что увеличит количество детектируемых событий в 10 раз.

Кроме того, ученые планируют будущий круговой коллайдер - 100-километровое кольцо, цель которого - достичь энергии в 100 триллионов электронвольт.

Но пока физики с нетерпением ждут результатов третьего запуска Большого адронного коллайдера.

"Начинается новый физический сезон", - заявили в ЦЕРНе.

Goras 04.07.2022 18:43 [Материал]