/ Новости сайта / Наука и Технологии / Появляется все больше доказательств того, что насекомые чувствуют боль, как и мы
11.07.2022

Мы долгое время считали насекомых инстинктивными, бездумными существами с роботоподобными реакциями на мир и все его импульсы.

Но чем внимательнее мы смотрим, тем больше обнаруживаем удивительно сложных форм поведения - от общения пчел посредством танца до невероятных подвигов сотрудничества муравьев, а теперь у нас есть все больше доказательств того, что эти маленькие существа, управляющие нашим миром, могут также испытывать боль.

Ноцицепция - обнаружение сенсорной нервной системой неприятной стимуляции, включая химическое жжение, резкий порез и давление на синяк - вызывает у животных различные физиологические и поведенческие реакции. Одной из них может быть восприятие боли.

Документально подтверждено, что у насекомых наблюдается реакция избегания потенциально повреждающего контакта.

Более того, в 2019 году эксперименты показали, что у широко изучаемой плодовой мушки, дрозофилы, появились симптомы хронической боли после того, как исследователи удалили ей ногу. После полного заживления плодовой мушки исследователи обнаружили, что противоположная нога мушки стала гиперчувствительной.

Авторы проследили, что муха потеряла механизм "болевого тормоза" в нервной связке. Механизм болевого торможения смягчает восприятие боли, но у плодовых мушек, когда сенсорные нервы были перевозбуждены, он полностью уничтожил тормоз.

Но, поскольку даже бактерии будут уходить от неприятных раздражителей, обнаружение боли в другой жизни не так просто, как наблюдение за негативной реакцией на вредный контакт. Чтобы сознательно зарегистрировать ощущение боли, необходима сложная физиологическая система, связанная с нашим мозгом, и, возможно, даже эмоции.

У млекопитающих ноцицепторы (болевые рецепторы) посылают сигнал тревоги о неприятных раздражителях в наш мозг, где нейроны генерируют негативное и субъективное, физическое и эмоциональное ощущение боли.

Исследования показывают, что ноцицепция и боль могут регулироваться независимо друг от друга, и выявили отдельные системы для регуляции каждой из них.

Эти системы еще не полностью идентифицированы у насекомых.

"Одной из отличительных черт человеческого восприятия боли является то, что оно может модулироваться нервными сигналами из мозга", - сказала Newsweek нейробиолог из Университета королевы Марии Матильда Гиббонс.

"Солдаты иногда не замечают серьезных травм на поле боя, поскольку собственные опиаты организма подавляют ноцицептивный сигнал. Поэтому мы задались вопросом, содержит ли мозг насекомых нервные механизмы, которые делают правдоподобным восприятие боли, а не просто базовую ноцицепцию".

Гиббонс и его коллеги проанализировали научную литературу и нашли несколько доказательств того, что этот механизм присутствует у насекомых.

Хотя у них отсутствуют гены опиоидных рецепторов, которые подавляют боль у нас, во время травматических событий у них вырабатываются другие белки, которые могут служить той же цели.

Поведенческие данные также свидетельствуют о том, что у насекомых существуют молекулярные пути, подавляющие реакцию на повреждающий контакт, как для периферической, так и для центральной нервной системы. Например, присутствие раствора сахара подавляет нормальное избегание шмелями неприятных раздражителей.

Анатомически у насекомых есть нисходящие нейроны от головного мозга к той части нервного шнура, откуда берет начало их защитная реакция против повреждающего прикосновения.

Более того, табачный рогатый червь даже использует поведение, направленное на смягчение последствий ранения, например, груминг.

Каждый из этих признаков в отдельности может быть не окончательным, но в совокупности они указывают на то, что у насекомых действительно есть какая-то система контроля болевой реакции, подобная нашей.

"Мы утверждаем, что насекомые, скорее всего, имеют центральный нервный контроль над ноцицепцией, основываясь на поведенческих, молекулярных и анатомических данных нейронауки", - заключает команда в своем заявлении. "Такой контроль согласуется с существованием болевого опыта".

Поскольку насекомые - большая и разнообразная группа, вполне возможно, что сложность регуляции ноцицепции и потенциальные ощущения боли у них также сильно различаются.

Перспективы их боли, однако, поднимают важные этические вопросы для дальнейшего изучения - особенно в свете предполагаемого массового разведения этих животных в будущем.

"Мы стоим на важном перепутье в вопросе о том, как прокормить человеческое население, численность которого, по прогнозам, достигнет 10 миллиардов человек к 2050 году", - говорят исследователи.

"В то время как традиционное животноводство вносит основной вклад в изменение климата, Организация Объединенных Наций рекомендует массово выращивать насекомых для еды. Однако этические последствия не были тщательно продуманы, поскольку защита благополучия животных, как правило, не распространяется на насекомых".