/ Новости сайта / Космос / Удалось установить точное место на Марсе, откуда на Землю прилетел метеорит
13.07.2022

Удалось установить точное место на Марсе, откуда на Землю прилетел метеорит

Миллионы лет назад с Марса началось эпическое путешествие. Гигантский астероид врезался в поверхность, вырвав куски марсианской коры и выбросив их в космос.

В 2011 году один из таких кусков породы был извлечен из пустыни Сахара. Траектория его полета случайно привела его на Землю (или Марс специально начал бросать в нас камни).

Прозванный Черной красавицей за свой великолепный темный глянцевый оттенок, метеорит, каталогизированный NWA 7034, считается самым старым куском Марса, который мы имеем. А теперь его удалось отследить до точного места падения астероида, который его запустил.

Команда назвала этот ударный кратер Карратха, в честь региона в Австралии, где можно найти некоторые из самых древних земных пород. Этот новый геологический контекст для камня - вулканического минерала, состоящего из различных пород (немного похожего на фруктовый пирог) в так называемой брекчии - поможет сравнить историю формирования Земли и Марса.

"Впервые мы знаем геологический контекст единственного марсианского образца с брекчиями, доступного на Земле", - объяснил планетарный ученый Энтони Лагайн из Университета Кертина в Австралии, возглавлявший международную группу исследователей.

"Поиск региона происхождения метеорита "Черная красавица" очень важен, поскольку он содержит самые старые марсианские фрагменты, когда-либо найденные, возрастом 4,48 миллиарда лет, и показывает сходство между очень старой корой Марса возрастом около 4,53 миллиарда лет и современными земными континентами. Регион, который мы определили как источник этого уникального образца марсианского метеорита, представляет собой настоящее окно в самую раннюю среду планет, включая Землю, которую наша планета потеряла из-за тектоники плит и эрозии".

На сегодняшний день около 300 метеоритов с Марса оказались на Земле (возможно, Марс на них обиделся). Black Beauty, состоящий из 320-граммового (11 унций) куска породы и пары камней, абсолютно единственный в своем роде: помимо того, что это самый древний кусок Марса, который мы имеем, это единственный кусок вулканической брекчии среди всех них.

Считается, что это запись ранних условий на Марсе - но где именно на Марсе, остается загадкой. Красная планета положительно испещрена ударными кратерами, что делает поиск метеорита в любом из них чрезвычайно сложной задачей.

Для этого Лагейн и его коллеги использовали мощный суперкомпьютерный исследовательский центр Pawsey в Западной Австралии и алгоритм, разработанный в Университете Кертина специально для обнаружения ударных кратеров. Анализ размеров и пространственного распределения 90 миллионов кратеров, обнаруженных этим алгоритмом, позволил ученым определить происхождение Черной Красавицы.

Результаты исследования показали, что при формировании Блэк Бьюти произошло несколько ударов. Самые старые фрагменты породы были выбиты из марсианской коры около 1,5 миллиарда лет назад из места, отмеченного кратером Худжирт (40 км в поперечнике (25 миль)) в южном полушарии Марса. Этот материал упал обратно на Марс, где он оставался до 5 - 10 миллионов лет назад, когда удар, в результате которого образовался кратер Карратха, снова поднял его вверх, отправив в космос на пути к Земле.

Предыдущие исследования Кёртина обнаружили в кристаллах циркона метеорита удары, датируемые 4,45 миллиарда лет назад, что свидетельствует о массивном ударе и тогда. Хотя место предполагаемого столкновения остается неизвестным, похоже, что некоторые материалы из Black Beauty могли участвовать по меньшей мере в трех столкновениях на Марсе.

Полученные результаты позволяют предположить, что регион, из которого первоначально была выброшена порода, может быть реликтом первобытной марсианской коры и, следовательно, представлять большой интерес для будущих исследований Марса.

Кроме того, эта работа может быть использована для выяснения происхождения некоторых других метеоритов, которые Марс выбросил на Землю. Это может помочь более детально восстановить хронологию геологической истории Марса. Это также может повлиять на другие сильно кратерированные тела в Солнечной системе, такие как Меркурий и Луна.

"Мы ... адаптируем алгоритм, который использовался для определения точки выброса Черной Красавицы с Марса, чтобы раскрыть другие секреты Луны и Меркурия", - говорит астрогеолог Гретхен Бенедикс из Университета Куртина.

"Это поможет разгадать их геологическую историю и ответить на животрепещущие вопросы, которые помогут в будущих исследованиях Солнечной системы, таких как программа Artemis, которая отправит людей на Луну к концу десятилетия, или миссия BepiColombo, которая выйдет на орбиту вокруг Меркурия в 2025 году".

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.