Предсказывают ли ваши гены или окружающая среда ваш вес?
Уже давно ведутся споры о том, что является основной причиной ожирения - генетика или среда, в которой воспитываются люди.
С 1980-х годов уровень ожирения вырос в три раза. Это происходит гораздо быстрее, чем может измениться наша генетика, что говорит о том, что ожирение связано с влиянием окружающей среды.
Но у нас также есть исследования, которые показывают, что однояйцевые близнецы имеют более схожую массу тела, чем неидентичные близнецы, что говорит о наличии генетического элемента веса.
Еще больше усложняет эту дискуссию тот факт, что есть доказательства того, что влияние генетики может меняться с возрастом. Например, когда речь идет об интеллекте, гены, по-видимому, являются более сильными предикторами интеллекта у взрослых, чем у детей.
Наше недавнее исследование показало, что это относится и к массе тела. Мы обнаружили, что степень влияния окружающей среды или генетики на то, станет ли человек страдать ожирением, меняется на протяжении всей его жизни.
Наше исследование показало, что генетика слабо связана с уровнем ожирения в детстве, но усиливается по мере взросления людей (от подросткового возраста до 69 лет).
Аналогичная картина была обнаружена и в отношении массы тела и социального происхождения человека. Мы обнаружили, что люди из неблагополучных слоев населения имели более высокий вес, начиная с подросткового возраста. Однако в младенчестве и детстве различий практически не было.
Но по мере взросления людей мы также заметили различия в их весе, которые не могли быть объяснены генетикой или социальным происхождением. Это означает, что ни один из этих факторов не является хорошим предсказателем массы тела конкретного человека.
Для проведения исследования мы использовали данные Национального исследования здоровья и развития MRC. В нем отслеживалась первоначальная выборка из 5 362 человек с момента их рождения в 1946 году до настоящего времени.
Мы использовали эти данные для изучения того, как гены и социальное неблагополучие связаны с массой тела в возрасте от двух до 69 лет. В частности, мы изучали социальное неблагополучие, поскольку оно считается важным экологическим фактором риска ожирения и может способствовать другим формам неравенства в области здоровья.
Мы обобщили генетический риск человека в так называемый "полигенный балл" - суммарный показатель всех генов человека, которые связаны с повышенной массой тела.
Чтобы определить социальное происхождение, мы использовали социальный класс участников в возрасте четырех лет. Он измерялся с помощью социального класса Генерального регистратора, который классифицировал социальное происхождение участников на основе класса их отца (по шкале от профессионального до неквалифицированного).
Мы обнаружили, что люди с большим количеством генов, связанных с ожирением, имели более высокую массу тела. Те, кто входил в 25 процентов лучших по генетическому риску ожирения, в возрасте 63 лет были на 11,2 килограмма (24 фунта) тяжелее, чем те, кто входил в 25 процентов низших по генетическому риску.
Люди, которые в детстве были из самых неблагополучных семей, к 63 годам были в среднем на 7,4 килограмма тяжелее, чем люди из самых благополучных семей.
Хотя это значительные различия в массе тела, наши результаты позволяют предположить, что ни генетика, ни социальное происхождение не являются хорошим предиктором того, станет ли человек страдать ожирением или нет. Хотя разница в весе значительно увеличивалась по мере взросления участников, генетический риск предсказал только 10 процентов, а социальное происхождение - 4 процента этих различий.
Это говорит о том, что вес тела не может быть объяснен ни генетикой, ни социальным положением, а значит, на вес тела оказывают влияние и другие факторы.
Прогнозирование массы тела
Важно отметить ограничения нашей работы. Мы сосредоточились только на одном поколении, а их опыт сильно отличается от опыта других поколений.
Например, люди, родившиеся в 1946 году, должны были столкнуться с нормированием питания в раннем детстве. Более поздние поколения также имеют гораздо более высокий уровень ожирения (особенно в детстве), чем предыдущие. В будущей работе будет интересно посмотреть, отличаются ли результаты нашего исследования в более поздних поколениях.
Мы также изучили только часть генетического риска человека - наиболее распространенные гены, связанные с массой тела. Однако некоторые редкие гены могут оказывать большое влияние на массу тела человека, поэтому для будущих исследований будет важно изучить их.
Наконец, измерение социального неблагополучия является сложной задачей. Огромные различия в способах измерения социальных преимуществ и генетического риска затрудняют реальное сравнение их влияния на массу тела.
Мы не можем контролировать ни нашу генетику, ни социальный фон, в котором мы родились. И все же эти факторы могут влиять на нас спустя почти 70 лет после нашего рождения.
Тот факт, что на нас могут влиять не зависящие от нас факторы, может помочь нам задуматься о том, почему некоторым людям трудно сбросить вес или избежать его набора. Это также может помочь нам понять, почему политика борьбы с ожирением обычно полагается на силу воли людей, а не на изменения в пищевом окружении.
Наше исследование также предполагает, что ни гены, ни социальное происхождение не являются судьбой. Это может помочь придать нам силы, когда мы пытаемся поддерживать здоровый вес тела, особенно тем, кто, возможно, испытывал трудности в прошлом.The Conversation
Дэвид Банн, доцент кафедры здоровья населения Калифорнийского университета; Лиам Райт, постдокторский научный сотрудник Калифорнийского университета, и Нил Дэвис, старший научный сотрудник Бристольского университета.