Капли короля: Карл II, порошкообразные черепа и одержимость на смертном одре
Несмотря на все претензии Европы на прогресс в области гражданской демократии и прав человека, архивы наполнены совсем другим. От крови римских гладиаторов, которую продавали как средство от эпилепсии и других болезней, до поедания плоти и внутренних органов других людей - история человечества наполнена медицинским каннибализмом, особенно в Европе.
Элита была неотъемлемой частью этих каннибалистических актов, и никто из них не был более знаменит, чем король Карл II и его одержимость на смертном одре чудодейственным средством, известным как "Королевские капли".
Знаете ли вы, что, находясь на смертном одре, король Карл II заплатил врачу Оливера Кромвеля, Джонатану Годдарду, солидную сумму за заветную формулу его капель, которые позже стали известны как "Королевские капли".
Секретный ингредиент этой настойки? Порошок, состоящий из 2 кг измельченных человеческих черепов. Годдард, также химик по профессии, продавал это снадобье под названием "Капли Годдарда" - якобы чудодейственное средство от всех болезней.
Король Карл II и его увлечение королевскими каплями из черепов
Карл, правивший с 1660 по 1685 год, сам был энтузиастом-химиком и даже имел собственную лабораторию, где практиковал дистилляцию.
В истории с королевскими каплями король, как сообщается, заплатил шесть тысяч фунтов Годдарду, который в то время был членом Королевского общества и получил признание за рецепт дистилляции черепа с использованием порошкообразного вещества. Он также помогал Кромвелю на смертном одре и прославился как своего рода знахарь.
Перед смертью Чарльз приобрел знаменитый рецепт дистилляции "элексира" и начал создавать его варианты в своей лаборатории. Смешивая его с алкоголем, он часто потягивал его во время работы.
Капли часто подмешивали в вино или шоколад, и они стали популярны при различных заболеваниях. Черепа для использования в "Королевских каплях" были привезены из Ирландии после того, как он тайком заплатил могильщикам за их поставку.
В последние дни жизни короля врачи ежедневно вливали в его горло по 40 капель этого чудодейственного эликсира, но безрезультатно. Современные ученые и историки предполагают, что эти капли могли ускорить кончину Карла, которая наступила 6 февраля 1985 года.
Хотя медицинские доказательства не подтвердили целебных свойств этого снадобья, равно как и тесты, проведенные на тех, кто его употреблял, капли нашли дорогу в аптечки людей.
Каннибализм и шарлатанство повсюду
В одном из отчетов за 1686 год рассказывается история англичанки по имени Анна Дормер. Беглый современный анализ позволяет предположить, что она страдала от какой-то депрессии. Дормер красноречиво рассказывала о предполагаемой пользе сока черепа для ее психического здоровья и заявила:
"Я прилагаю все усилия, чтобы поддержать свое ненормальное здоровье и сохранить свою слабую разбитую фигуру, измученную беспокойными ночами и неспокойными днями. Я принимаю королевские капли и пью шоколад, а когда моя душа грустит от тоски, я бегаю и играю с детьми".
Важно отметить, что век Разума и Просвещения еще не наступил в Европе. Хотя медицинская наука быстро развивалась, ей не хватало инструментов и ресурсов, которыми сегодня пользуется современная наука.
Церковь также играла доминирующую роль в социально-культурных верованиях и делах. Утверждение о том, что в центре Вселенной находится Земля, а не Солнце, известное как геоцентризм, было ключевым догматом католицизма, несмотря на изобретение телескопа.
В то же время, с открытием торговых путей в Азию и Америку, особенно в последнюю, европейцы вступили в контакт с коренными племенами Центральной и Южной Америки, которые практиковали формы каннибализма.
У коренных американцев каннибализм происходил только в рамках четко определенного набора ритуалов и был скорее социальным, чем личным актом.
Включенный в траурные ритуалы с целью реинтеграции умершего в племя, каннибализм присутствовал, например, у племени "Вари" в Бразилии. Существовало желание включить умершего в будущую жизнь племени, поскольку захоронение в холодных и сырых землях казалось ужасным.
Потребление черепов европейцами, напротив, было частным актом поглощения другого, обычно тех, кого считали варварами - захваченных рабов, военнопленных, преступников и обездоленных. Их умерщвление и жестокое обращение с ними считалось законным.
Аристократы по всему континентальному пространству Европы регулярно глотали человеческие черепа еще в 18 веке. "Королевские капли" были не единственной формой употребления черепов, существовал целый ряд других связанных с черепами методов лечения и сопутствующих шарлатанств. В медицинских книгах того времени даже публиковались методы лечения эпилепсии черепами.
Парацельс и лженаука о средствах для лечения черепа
Первоисточником этой лженауки был швейцарский алхимик, врач, философ и эрудит XVI века Теофраст фон Гогенгейм, более известный как Парацельс. На многие идеи Парацельса повлияли древнеримские и древнегреческие верования, известные как галенизм.
С галенизмом пришла большая жестокость, но это было не так плохо, как медицинские советы Парацельса, которые были запечатлены в книге "Der grossen Wundartzney" ("Большая книга хирургии"), опубликованной в 1536 году. Это был один из самых влиятельных медицинских текстов своего времени.
Парацельс считал, что проблему, возникшую в черепной коробке у больного человека, можно устранить, съев часть головы здорового человека.
Парацельс рекомендовал употреблять кровь и измельченные в порошок черепа мужчин в расцвете сил, умерших внезапной и насильственной смертью.
Он также рекомендовал употреблять другие части их трупов. Аргумент заключался в том, что благодаря потреблению крови их "жизненный дух оставался сильным" и таким образом способствовал восстановлению черепа. Этот аргумент был недалек от идеи, лежащей в основе королевских капель, которыми был так увлечен король Англии Карл II.
Многие подобные средства получили распространение в течение последующих двух столетий, особенно потому, что порошкообразные черепа обычно подавались с вином, шоколадом или другими интоксикантами.
Сопутствующий эффект плацебо и чувство магического чуда дополняли эти ненаучные методы лечения. Только в 19 веке продажа черепов начала сходить на нет, поскольку после индустриальной революции укоренился научный подход.
Современное понимание физиологии и анатомии в сочетании с разумом и логикой науки начало противостоять шарлатанству и магии, прокладывая путь к современному стремлению к медицине, которое мы признаем сегодня.