/ Новости сайта / Космос / Космический телескоп "Джеймс Уэбб", возможно, уже нашел самую старую галактику из когда-либо обнаруженных
21.07.2022

Спустя всего неделю после того, как миру были представлены первые снимки, космический телескоп Джеймса Вебба, возможно, обнаружил галактику, существовавшую 13,5 миллиардов лет назад, сообщил в среду ученый, проанализировавший полученные данные.

Известная как GLASS-z13, галактика датируется 300 миллионами лет после Большого взрыва, что примерно на 100 миллионов лет раньше, чем все ранее обнаруженные, сказал AFP Рохан Найду из Гарвардского центра астрофизики.

"Потенциально мы смотрим на самый далекий звездный свет, который кто-либо когда-либо видел", - сказал он.

Чем более удалены от нас объекты, тем больше времени требуется их свету, чтобы дойти до нас, поэтому заглянуть в далекую Вселенную - значит заглянуть в глубокое прошлое".

Хотя GLASS-z13 существовала в самую раннюю эпоху Вселенной, ее точный возраст остается неизвестным, поскольку она могла сформироваться в любое время в течение первых 300 миллионов лет.

GLASS-z13 была замечена в так называемых "ранних выпусках" данных, полученных с помощью основного инфракрасного устройства наблюдения орбитальной обсерватории, называемого NIRcam, но открытие не было обнаружено в первом наборе изображений, опубликованном НАСА на прошлой неделе.

При переводе из инфракрасного в видимый спектр галактика выглядит как сгусток красного цвета с белым в центре, как часть более широкого изображения далекого космоса, называемого "глубоким полем".

Найду и его коллеги - команда из 25 астрономов со всего мира - представили свои результаты в научный журнал.

Пока исследование размещено на сервере препринтов, так что оно еще не прошло рецензирование, но оно уже взбудоражило мировое астрономическое сообщество.

"Астрономические рекорды уже рушатся, и еще больше - шаткие", - написал в Твиттере главный ученый НАСА Томас Зурбухен.

"Да, я обычно радуюсь только тогда, когда научные результаты проходят экспертную оценку. Но это выглядит очень многообещающе", - добавил он.

По словам Найду, другая группа астрономов под руководством Марко Кастеллано, работавшая с теми же данными, пришла к аналогичным выводам, "так что это придает нам уверенности".

Работа, которую предстоит сделать

Одним из главных обещаний "Вебба" является его способность найти самые ранние галактики, которые образовались после Большого взрыва, 13,8 миллиарда лет назад.

Поскольку они находятся так далеко от Земли, к тому времени, когда их свет достигает нас, он растягивается из-за расширения Вселенной и смещается в инфракрасную область светового спектра, которую "Уэбб" способен обнаружить с беспрецедентной четкостью.

Найду и его коллеги прочесали эти инфракрасные данные о далекой Вселенной в поисках характерных признаков чрезвычайно удаленных галактик.

Ниже определенного порога длины инфракрасной волны все фотоны - пакеты энергии - поглощаются нейтральным водородом Вселенной, который находится между объектом и наблюдателем.

Используя данные, собранные через различные инфракрасные фильтры, направленные на одну и ту же область космоса, они смогли определить, где происходит падение количества фотонов, на основании чего они сделали вывод о присутствии этих наиболее удаленных галактик.

"Мы проверили все ранние данные в поисках галактик с такой поразительной подписью, и это были две системы, которые имели наиболее убедительную подпись", - сказал Найду.

Одна из них - GLASS-z13, а другая, не такая древняя, - GLASS-z11.

"Есть убедительные доказательства, но еще есть над чем работать", - сказал Найду.

В частности, команда хочет попросить у менеджеров "Уэбба" время работы телескопа для проведения спектроскопии - анализа света, который выявляет детальные свойства - для измерения точного расстояния.

"Сейчас наши предположения о расстоянии основаны на том, что мы не видим - было бы здорово получить ответ на то, что мы видим", - сказал Найду.

Однако уже сейчас команда обнаружила удивительные свойства.

Например, галактика имеет массу миллиарда Солнц, что "потенциально очень удивительно, и это то, что мы не очень понимаем", учитывая, как скоро после Большого взрыва она образовалась, сказал Найду.

Запущенный в декабре прошлого года и полностью введенный в эксплуатацию на прошлой неделе, "Уэбб" является самым мощным космическим телескопом из когда-либо созданных, и астрономы уверены, что он станет предвестником новой эры открытий.