По древней формуле воссозданы 3200-летние духи Таппути, первой в истории женщины-химика
Одна из формул приготовления духов, написанная на аккадском языке на глиняных табличках Таппути, известной как первой в мире женщиной-парфюмером и первой женщиной-химиком в Месопотамии 3200 лет назад, была впервые воссоздана.
Группа из 15 экспертов, включая академиков, провела исследования, чтобы разгадать формулу, которой 3200 лет.
Таппути считается первым зарегистрированным химиком в мире, парфюмером, упомянутым на клинописной табличке, датированной примерно 1200 годом до н.э. в Месопотамии. На табличках Таппути упоминается как Таппути-Белатекаллим ("белатекаллим" означает женщину-смотрительницу дворца).
В своих смесях, согласно глиняным табличкам, которые записала Таппути, она использовала цветы, масло и аир, а также киперус, мирру и бальзам. Она смешивала их с водой или другими жидкостями, а затем многократно перегоняла и фильтровала.
В этом исследовании, проведенном в сотрудничестве с Koku Akademisi ve Koku Kültürü Derneği (Академия запахов и Ассоциация культуры запахов), данные, проливающие свет на тот период, были получены в результате формул, которые Таппути написала на глиняной табличке клинописью.
Эксперт по ароматам Бихтер Тюркан Эргюль говорит: "Некоторая информация о Таппути была найдена на глиняных табличках, написанных на аккадском языке. В этих табличках мы смогли найти ответы на такие вопросы, как способ получения запаха, процесс дистилляции и получение жидких ароматических веществ. Каждая клинопись на табличке вызывала у нас особое волнение. В результате работы в режиме реального времени мы могли почувствовать этот запах".
Эксперт по ароматам Бихтер Тюркан Эргюль, который работает с командой из 15 экспертов в общей сложности, сказал, что они работали в течение 3 лет, чтобы появился этот аромат.
Упомянув о том, что на сегодняшний день найдены сотни табличек, посвященных этому аромату, Эргюль заявил, что некоторые из них уже переведены, и они продолжают работать над остальными. Эргюль также сделал следующие заявления о глиняной табличке, написанной Таппути:
"В формулах ароматов на глиняных табличках содержится такая информация, как то, как Таппути создавала духи в полнолуние и как она преподнесла их в дар звездам. Другими словами, она записала не только формулу, но и способ изготовления аромата. Как она дистиллировала его, как использовала огонь и воду, как отдыхала, как варила и как фильтровала - все это, вплоть до мельчайших деталей, включено в скрижали. В общей сложности из двух небольших табличек вышло 27 страниц перевода. Для толкования потребовались многие страницы. Такое обилие информации вышло из клинописи на такой маленькой табличке. Здесь упоминаются мелисса, мирра, роза и ботанические растения. Каждая клинопись вызывала у нас большое волнение. В конце работы мы смогли почувствовать запах в реальном времени. После завершения этого проекта у нас осталось 11 глиняных табличек. Я не знаю, хватит ли моей жизни, в конце концов, на их изготовление, но нас ждет большая работа, чтобы сохранить культуру запахов и снова представить ее миру".
Заявив, что в производстве духов Таппути использовала все виды растений и веществ, таких как цветы, смолы деревьев, специи и хрен, доцент Ченкер Атила, который является экспертом по древним духам, керамике и стеклянным изделиям, сказал, что в мире есть только 2 таблички, где упоминается имя Таппути.
Одна из них находится в музее Лувра в Париже, а другая - в Музее в Германии. На табличке, найденной в Лувре, говорится, что Таппути была королевским парфюмером и называлась Белатекаллим - обозначает женщину-смотрителя дворца. У нас есть больше информации о табличке в Германии. К сожалению, половина таблички в основном разбита. Несмотря на это, мы узнаем, как Таппути работает с помощницей, чье имя заканчивается на -нину, и как она занимается дистилляцией духов.
Атила сказал, что при переводе табличек возникли две важные проблемы:
"Одна из них заключается в том, что таблички были разбиты, и некоторые важные части были утеряны. Вторая трудность заключается в том, что некоторые растения и сосуды, использовавшиеся 3200 лет назад, не имеют точного эквивалента. Например, мы не знаем точно, что представляет собой сосуд "хирсу". Однако, поскольку он используется в процессе дистилляции духов, это должна быть емкость, похожая на цветочный горшок. Кроме того, важной проблемой представляется тот факт, что мы не знаем современных названий некоторых специй и цветов, используемых в парфюмерном производстве".