Климатологи пообещали москвичам конец июня в каждом мае
В Москве за последние 40 лет температура в первый месяц лета стала примерно такой, как температура в июле. Но, по мнению ученых, это скорее начало кардинальных изменений климата, чем их завершение.
Заместитель директора Института физики атмосферы имени Обухова РАН Владимир Семенов во время круглого стола заявил, что в России глобальное потепление идет высокими темпами: за последние полвека средние температуры выросли на «полтора градуса и больше». Конкретно в случае Москвы «за последние 40 лет температура в июне стала примерно такой, как температура в июле».
Однако это не конец климатических изменений, продолжает Семенов: «В последующие 30 лет потеплеет еще дополнительно на полтора-два градуса на территории России». В столице, продолжил он, «в обозримом будущем температура мая по температуре будет приближаться к концу июня».
Средние температуры в конце июня в Москве 2010-х годов были плюс 18-19 градусов. В мае — плюс 14,6 градуса. Таким образом, согласно Семенову, речь идет о том, что май станет на пять градусов теплее, чем был раньше.
Важно понимать, что когда член-корреспондент академии наук говорит о росте температур, он имеет в виду средние многолетние значения. Если взять наиболее холодные и наиболее теплые годы в истории, то самым холодным в Москве был 1862-й (средняя температура — плюс 1,2 градуса, уровень современного Мурманска), а самым теплым — 2020-й (плюс 8,0 градуса, почти так же тепло, как в норме в Эдинбурге).Среднегодовые температуры за 2010-е годы в столице были плюс 6,9 градуса, а в 1960-1991-х — ниже шести градусов.
Владимир Семенов / ©РИА Новости
Вопрос о том, каким конкретно будет климат России и Москвы по мере глобального потепления, пока далеко не ясен. Дело в том, что те области планеты, что получают наибольшее количество тепла (экваториальные), как правило, имеют низкие формальные максимумы температур. К примеру, в Сингапуре среднегодовая — выше плюс 27, а самая высокая из когда-либо зарегистрированных — плюс 36, почти на три градуса ниже, чем в Москве, и на четыре ниже, чем в Лондоне. Это потому, что в действительно теплых регионах часто идут осадки, сбивая возможности достижения таких температур. С другой стороны, в условиях влажности жара чувствуется сильнее.
В России действительно высокие температуры летом возможны только в условиях метеорологических засух. Однако на сегодня нет научных работ, показывавших бы какой-то рост частоты засух в мире по мере глобального потепления — вопреки тому, что СМИ часто (но без ссылок на научные работы) о таком росте пишут.
Зато есть исследования, которые показывают: глобально число засух за весь имеющийся период наблюдений не растет. Попытки найти какие-то тренды в засухах по спутниковым снимкам тоже продемонстрировали их отсутствие.
В то же время известно, что регион вокруг Москвы в микулинском межледниковье был лесом, насыщенным липами и грабом. Последний (сейчас не растет в России, поскольку ему тут холодно) требует существенных объемов воды летом и при серьезных засухах склонен погибать. Исходя из этого неочевидно, что в это потепление засух (а значит, и пиковых температур) в столице станет больше.