/ Новости сайта / Космос / Странные лунные ямы могут иметь температуру, достаточно комфортную для жизни человека
30.07.2022

Температура на Луне может меняться от кипения до замерзания в зависимости от того, ночь это или день, но ученые считают, что вполне могут существовать укрытые ямы и пещеры, где температура вполне приемлема - независимо от времени суток.

Согласно новым расчетам, в таких местах температура колеблется около 17 градусов по Цельсию (63 градуса по Фаренгейту). Они могут быть идеальным местом для создания базовых лагерей для исследования остальной части лунной поверхности.

Они также могут обеспечить некоторую защиту от мелких метеоритов и даже от вредного солнечного излучения, исходящего от Солнца. Имея удобную базу, будущие поселенцы на Луне смогут сосредоточиться на других делах - например, выращивании пищи или проведении исследований.

"Люди развивались, живя в пещерах, и к пещерам мы можем вернуться, когда будем жить на Луне, - говорит планетолог Дэвид Пейдж из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA).

Мы знаем о ямах на Луне уже несколько лет". Исследователи использовали изображения, полученные орбитальным аппаратом НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), в частности, его тепловую камеру Diviner Lunar Radiometer Experiment, чтобы попытаться определить температуру внутри ямы в районе Mare Tranquillitatis на Луне.

Используя компьютерные модели для анализа тепловых свойств породы с течением времени, исследователи пришли к выводу, что освещенная солнцем часть ямы может сохранять тепло и нагреваться сильнее, чем поверхность, достигая 300 градусов Цельсия.

В то же время в близлежащей тени тепло, удерживаемое в ловушке, может повысить температуру, которая в иных случаях была бы ледяной, до более умеренной, и поддерживать ее даже после захода Солнца.

Следующий вопрос заключается в том, достаточно ли места в этих нависаниях для сообщества исследователей. Снимки, сделанные из космоса, показывают, что в некоторых из них есть место - и действительно, так происходит на Земле, где туннели оставлены расплавленной лавой, текущей под поверхностью. Возможно, что некоторые ямы - это обрушившиеся лавовые трубы.

Часть исследования включала выравнивание и сопоставление нескольких фотографий, устранение несоответствий, пока команда не смогла оценить температуру отдельных пикселей на снимках, сделанных LRO.

"Поскольку никто еще не смотрел на такие маленькие объекты с помощью Diviner, мы обнаружили, что у него немного двоится в глазах, из-за чего все наши карты были немного размытыми", - говорит планетолог Тайлер Хорват, также из Калифорнийского университета.

Каждый день и каждая ночь на Луне длятся примерно 15 дней на Земле, при этом температура колеблется от примерно 127 градусов Цельсия (261 градус по Фаренгейту) днем до примерно минус 173 градусов Цельсия (минус 279 градусов по Фаренгейту) ночью.

И люди, и оборудование должны быть защищены от этих экстремальных условий во время долгосрочных лунных исследований, что представляет собой довольно сложную инженерную задачу; поиск пригодной для жизни пещеры или двух пещер был бы очень удобным решением.

НАСА планирует продолжить изучение региона в ходе предлагаемой миссии "Лунный дайвер", в ходе которой ровер спустится в яму Mare Tranquillitatis и проверит сети пещер, с которыми она может быть связана.

"Лунные ямы - интересная особенность лунной поверхности", - говорит планетарный геолог Ноа Петро из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Мэриленде. "Знание того, что они создают стабильную тепловую среду, помогает нам составить представление об этих уникальных лунных особенностях и перспективах их изучения в один прекрасный день".

Исследование было опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.