/ Новости сайта / Космос / Впервые обнаружен газовый диск вокруг гигантской планеты
10.08.2022

Впервые обнаружен газовый диск вокруг гигантской планеты

Астрофизики Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO) впервые обнаружили околопланетный газовый диск, что предполагает наличие очень молодой экзопланеты. Об открытии сообщается в статье, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Ученые провели наблюдения за звездой AS 209, расположенной в 395 световых годах в направлении созвездия Тельца, с помощью комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) в Чили. Эту звезду окружает околозвездный, или протопланетный диск, однако исследователи заметили в нем кольцевой зазор, который указывает на формирование планеты-гиганта. При этом вокруг предполагаемой планеты астрономы нашли признаки околопланетного газового диска, который притягивается из околозвездного диска.

Кандидат в околопланетный диск удален от родительской звезды на 200 астрономических единиц, а его диаметр достигает приблизительно 14 астрономических единиц. Масса вещества диска оценивается в 30 масс Земли, а его температура более чем на 35 Кельвинов выше температуры околозвездного диска. Это указывает на некий механизм нагрева, который может поддерживаться аккрецией газа или за счет ударного взаимодействия с материалом околозвездного диска.

В 2019 году астрономы ALMA впервые обнаружили околопланетный диск, образующий луну-спутник, при наблюдении за молодой экзопланетой PDS 70c и подтвердили открытие в 2021 году. Новые наблюдения газа в околопланетном диске AS 209, которые в будущем могут проводиться с помощью телескопа Уэбба, могут раскрыть новые подробности о развитии планетарных атмосфер и процессах формирования спутников вокруг планет-гигантов.